Дата публикации: 11.04.2021

86 копеек

8bd108ae

86 копеекХотя в отдельных случаях пословица «большому кораблю — большое плавание» и работает, к российскому авиапрому это не имеет никакого отношения.
Большой — не значит успешный. Крупные компании, как правило, не торопятся обнародовать свою бухгалтерскую отчетность. Вот недавно на глаза попался отчет Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Данные за 2011 год были опубликованы аж в декабре 2012 года. Но все равно интересный документ.
Гладко было на бумаге. Здесь и выручка в 161,7 млрд руб, и 111 построенных самолетов (в основном, военных), и… чистый убыток в 11,9 млрд руб.
В начале февраля 2013 года оценку работе ОАК дало профильное ведомство — Минпромторг. Вывод безрадостный — государство наплодило корпораций-монстров, а они повисли камнями на его шее.
При этом Минпромторг не в восторге и от отчетности: за бухгалтерскими терминами не видно реальной работы. Ведь та же выручка может образовываться не из продаж произведенной техники, а из сиюминутных финансовых операций: допэмиссий акций, продажи основных средств, арендных отношений.
«В целом анализ эффективности ряда «консолидированных» государством компаний показал, что они не в полной мере соответствуют признакам публичных компаний, поскольку в их результатах деятельности отсутствуют такие основные факторы инвестиционной привлекательности, как доходность, рентабельность, стратегия, позволяющая обеспечить устойчивое развитие и избежать колебаний портфеля заказов», — говорится в отчете Минпромторга.
Аналитики министерства прогнозируют, что к 2015 году себестоимость продукции ОАК вырастет на 43 % по сравнению с 2011 годом, что обусловлено убыточностью программ гражданской авиации и низкой рентабельностью выручки от продажи самолетов прошлых поколений и по отдельным частям оборонзаказа. «Огромные заводы производят 10‑15 самолетов в год. В итоге себестоимость равна или превышает стоимость продукта», — отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Почти одновременно с появлением «особого мнения» Минпромторга стало известно, что ОАК снижает уставный капитал почти на 30 млрд руб. — с 220 млрд руб. до 190 млрд руб.
Основной акционер корпорации — государство — владеет пакетом в 84,33 % акций. Остальные акции принадлежат нескольким дочерним предприятиям и физлицам, акции ОАК торгуются на бирже. В 2012 году ОАК планировала допэмиссию в размере 40 млрд рублей по открытой подписке, но на ее пути встала ФСФР (Федеральная служба по фондовым рынкам). Пришлось ограничиться размещением акций на 15 млрд руб. в пользу государства и частных акционеров.
Ранее подобных проблем у ОАК не было. «Стартовав» с отметки 96,72 млрд руб. (уставный капитал на момент учреждения корпорации в 2006 году), ОАК за счет нескольких допэмиссий быстренько добралась до уровня в 219,7 млрд руб. Однако учет чистых активов по состоянию на 30 сентября 2012 года показал их стоимость на уровне 190 млрд руб. По закону «Об акционерных обществах», если стоимость чистых активов на конец финансового года меньше уставного капитала два года подряд, компания должна снизить уставный капитал до величины чистых активов.
Совет директоров предлагает осуществить эту операцию, деноминировав акции компании: номинал одной рублевой акции снизится до 86 копеек. В результате величина уставного капитала составит 188,9 млрд рублей. Как поясняют в ОАК, такие шаги во многом объясняются особенностями технологического цикла отрасли — «ряд крупных перспективных программ находится на стадии разработки и запуска серийного производства». Но на рынке акции ОАК и так торгуются ниже номинала: с февраля 2011 года по февраль 2013 года их цена упала с 50 коп. до 15 коп. за штуку. Деноминирование акций может повлечь за собой дальнейшее снижение их котировок.
Для государства и общества в целом важны не сиюминутные данные с бирж, а перспективы. С этим у ОАК тоже напряженно. На протяжении долгого времени нам говорили исключительно про «Суперджет», а этот проект прорывным так и не стал. Старт затянулся, затем случилась трагедия в Индонезии, потом стартовый заказчик авиакомпания «­Армавиа» отказалась от использования этих машин в своем парке. Вдобавок ко всему еще и «­Аэрофлот», проявлявший к проекту максимум лояльности, поставил несколько машин «к забору» по причине их бесчисленных отказов. Сегодня об SSJ-100 говорят как о проблемном и морально устаревшем самолете.
Госреформа в сфере авиапрома получилась некачественной и неуклюжей. Вместо генератора новых проектов, «лебедя», рвущегося в небеса, ОАК превратилась в финансовое ярмо для государства, без помощи которого она быстро пойдет ко дну. Деноминация акций не означает, что поддержка ОАК будет обходиться государству дешевле — просто теперь этих акций будет эмитироваться больше. Надо учитывать, что предприятия, входящие в корпорацию, достаточно старые, и за прошедшие годы они в своем большинстве не обновились и не модернизировались. Следовательно, расходы на их поддержку будут только возрастать. При этом количество и качество выпускаемой продукции останется вблизи достигнутого уровня. Экономический смысл такого производства уйдет на второй план, становясь иконой социальной политики, декорацией заботы государства о сохранении рабочих мест.


Сергей РЕМИЗОВ