Дата публикации: 12.04.2021

Агрессоры на колесах

8bd108ae

Агрессоры на колесахЖурнал «Сириус» уже рассказывал о необычном автомобильном хобби — хот-роддинге. На очереди новое увлечение брутальных парней — muscle cars. Этому направлению автодизайна в 2014 году исполняется ровно полвека.

Автомобильная промышленность Америки не просто создала сотни моделей автомобилей — она породила целые направления автомобильного дизайна, порою весьма причудливые. Одно из них — muscle cars (мускулистые автомобили — англ). По-русски это плохо пишется — «масл карз» или «мускул карз», — поэтому лучше оставить этому словосочетанию его родной язык.
Появление muscle cars было следствием длительного развития хот-роддинга, в основе которого — желание получить за минимальные деньги максимально быстрый автомобиль. Но если хот-роды — штучный продукт, результат сочетания умелых рук и необузданной фантазии людей с неограниченным свободным временем и развитыми слесарными навыками, то muscle cars — серийные автомобили, направленные на удовлетворение спроса определенных категорий населения.
При этом «мускулистый» — обязательно дешевый автомобиль, пригодный для повседневной эксплуатации, но при этом быстрый, агрессивный. Его задача — дать своему изнывающему под тяжестью комплексов владельцу уверенность, сделать его неотразимым для девушек. Самим же девушкам такие машины совершенно не подходят, если, конечно, речь не идет о России. В нашей стране субтильная особа за рулем Toyota Tundra — обычное явление.

Автомобиль Pontiac Tempest GTO

Поскольку зародилось сие увлечение в конце 50‑х — начале 70‑х годов, когда бензин был весьма дешев, то под капотами «мускулистых» машин устанавливали грандиозные V8 объемом где‑то под пять литров. С каждым годом эти автомобили снабжались все более мощными моторами. Не были редкостью двигатели мощностью до 500 л. с. И это не на спортивных, а на вполне обычных, чуть ли не семейных автомобилях.
Прародителем muscle cars считается Pontiac Tempest GTO модели 1964 года. Совершенно потрясающая машина! С V8 объемом 6,375 л с максимальной мощностью 325 л.с. он разменивал «сотню» за 6,6 с. Максимальная скорость полуторатонной машины превышала 180 км / ч. GTO в первый год своего выпуска был лишь одной из комплектаций в модельном ряду Pontiac Tempest. От остальных «темпестов» отличался более жесткой подвеской, 4‑ступенчатой механической КПП взамен 3‑ступенчатого вариатора, запоминающимся внешним хромированным декором, раздельными передними сидениями, наличием тахометра. При этом имел неудовлетворительную аэродинамику, плохую управляемость, барабанные тормоза без усилителя в базовой комплектации, но все прощалось за агрессивную внешность.
К концу 1960‑х годов muscle cars обрели собственные характерные черты: кузов фастбэк (двухдверный седан или купе с очень плавным или вообще отсутствующим переходом от второго объема к третьему) или фасттоп (с продленной назад крышей), боковина Coca-Bottle, по форме напоминающая бутылку «кока-колы», мрачная решетка радиатора, часто глубоко утопленная в облицовку передка, интегрированные бамперы, воздухозаборники, минимум хрома на кузове, но хромированные колесные диски.
Коммерческий успех Pontiac GTO вызвал к жизни целый класс небольших и дешевых, но очень мощных машин. Через несколько лет muscle cars имелись в модельных рядах практически всех американских марок: Ford Fairlane GT, Chevrolet Chevelle SS, Dodge Coronet R / T, Oldsmobile 4‑4‑2 и др. Рабочий объем двигателей к 1970‑м годам вырос до 7‑7,4 л при мощности около 450 л. с. Такая мощность достигалась за счет огромного рабочего объема, увеличения количества и пропускной способности карбюраторов и высокой степени сжатия (до 13:1). Соответственно, появилась необходимость применения этилированного бензина с очень высоким октановым числом. Но с точки зрения удельной мощности эти двигатели не представляли собой ничего принципиально нового даже по меркам своего времени.
Закат эпохи muscle cars наступил в середине 1970‑х, когда по Америке прокатился топливный кризис, государство ужесточило нормы токсичности и безопасности, под которые «мускулистые» никак не подходили. Последний мощный muscle car — Pontiac Trans Am SD455 (1973-1974).
Сейчас интерес к muscle cars снова возрождается. Интересно, что происходит это не Америке, а в переполненной нефтью и деньгами России. На улицах появилось множество новеньких Ford Mustang, Chevrolet Camaro. Кстати, в начале 1970‑х эти модели не подпадали под определение muscle cars — их относили к pony cars, названным так в честь «мустанга»: тогда эти машины отличались небольшими размерами (до 5 м в длину), в базовой комплектации имели относительно слабые двигатели.
Сейчас выпускается Ford Mustang уже 5‑го поколения. Базовая модель оснащается V6 объемом 3,7 л, двигатель выдает 305 л. с.; версия GT получила двигатель объемом 5 л мощностью свыше 400 л. с.
В 2012 году был представлен новый Mustang Boss 302 с двигателем мощностью 444 л. с. Ожидается, что дизайн кузова Ford Mustang будет существенно изменен в текущем году — это будет уже шестое поколение «мустангов».
Безошибочно узнаваемый дизайн Chevrolet Camaro буквально дышит мощью и скоростью. Тщательно выверенные изгибы линий кузова и широкие колесные арки придают автомобилю весьма агрессивный вид. Длинный капот и укороченная задняя часть — классика дизайна спортивных автомобилей. Его 6,2‑литровый двигатель V8 стал одним из самых экономичных в классе. Этот двигатель при спокойной езде в городе отключает часть цилиндров при помощи системы Active Fuel Management и позволяет экономить топливо: расход в смешанном цикле составит всего 9,8 л / 100 км.
На Нью-Йоркском автосалоне в апреле 2014 года был представлен еще один muscle car — Dodge Charger. Впервые подобная машина выполнена 4‑дверной. Главным техническим нововведением оказался 8‑ступенчатый «автомат». Моторная гамма сохранена: покупатель может выбрать 296‑сильный двигатель объемом 3,6 л или флагманский агрегат объемом 5,7 л, выдающий 375 л.с. У водителя Charger появилось много электронных помощников: система слежения за разметкой, адаптивный круиз-контроль и система предупреждения о столкновении.

Сергей БОГАТИКОВ