Дата публикации: 11.04.2021

Чего хотят пассажиры

8bd108ae

Чего хотят пассажирыЭто обсуждали в конце января на Стратегической сессии ОАО «Федеральная пассажирская компания» в Казани.

Ситуация в пассажирских перевозках сложна. И это не дежурные слова. Достаточно вспомнить, что в прошлом году субсидии правительства, направляемые на социально значимые пассажирские перевозки, резко сократились. Зато власти обозначили большее, чем обычно, повышение цен.
Перевозчик сократил число закупаемых вагонов, а счет отмененных, по сравнению с 2012 годом, поездов, включая летние, пошел на сотни. Тут, как назло, в экономике назрела новая волна кризиса, а в такой ситуации люди не склонны к путешествиям. По сравнению с 2012 годом число перевезенных пассажиров снизилось на 4,9 %.
По оценке гендиректора ОАО «ФПК» Михаила Акулова, 2013 год прошел в «сложном развитии». То, что развитие было, отрицать нельзя. Главный федеральный железнодорожный перевозчик искал привлекательные для пассажиров направления и варианты поездок. В 2013 году в графике были ускорены 234 поезда, причем сто из них — более, чем на час.
Пример успешного нового поезда — «Ласточка», соединившая с апреля Москву и Нижний Новгород. У нее не самое удобное расписание: из Москвы она уходит в середине дня, когда дела еще в разгаре, а возвращается туда ближе к полуночи. Но до конца 2013 года этот поезд перевез более 200 тыс. пассажиров.
Придя на автовокзал в Нижнем Новгороде, легко обнаружить: автобусный рейс до Москвы остался один. Никто не хочет стоять в бесконечной «пробке» возле Балашихи. И билет на автобус, как оказывается, по цене близок к билету в «Ласточке». Только «Ласточка» идет четыре часа, а автобус, с учетом «пробки», девять. Впрочем, речь о «дорогих» билетах в «Ласточку». Есть еще и дешевые — 400 рублей на откидном сидении спиной к стене. И даже совсем дешевые — 180 рублей в проходе возле тамбура.
«Ласточка» стала одним из 20 дневных поездов, введенных в 2013 году в график. «Ласточки» теперь успешно конкурируют с автобусами на маршрутах из столицы в Брянск, Воронеж, Смоленск, Орел, Курск, Белгород, на линиях Омск—Петропавловск, Санкт-Петербург — Петрозаводск, Курган—Екатеринбург, Курган—Челябинск. В 2014 году перевозчик рассчитывает на некоторый рост. Но выйти на уровень 2012 года, вероятно, не получится.
— Стабилизация тарифов обнадеживает, — сказал на брифинге генеральный директор ФПК Михаил Акулов и отметил, что планируется отправить до 110 млн пассажиров, а по доходам достичь роста в 3,4 % за счет дальнейшего развития клиентоориентированности в предложениях: «Больше никакого навязывания услуг за дополнительную плату. Пассажир сам должен выбирать себе уровень сервиса в поезде, а ФПК — исполнять его заказ».
Что привлекательного предложит перевозчик пассажирам? В расписании на 2014/2015 годы намечено ускорить 239 поездов. Это коснется маршрутов из Москвы в Адлер, Воронеж, Великий Новгород, Ярославль, Белгород. В готовящийся график закладываются новые поезда с дневным режимом движения — такой вариант очень хорошо показал себя в минувшем году: из Москвы в Саранск, Липецк, Иваново, Великий Новгород, из Нижнего Новгорода в Киров, из Казани в Ижевск, из Улан-Удэ в Иркутск, из Краснодара в Адлер и Ростов. В зимнем графике будущего года готовится пуск скоростного поезда Talgo: за 7 часов — из Москвы в Киев. Впрочем, сейчас говорить об этом проекте преждевременно.
В 2014 году на обновление подвижного состава ОАО «ФПК» направит около 16 млрд рублей. Будет закуплено 295 вагонов. Естественно, это совсем не тот объем, которого ждут вагоностроители из Твери, но, как говорится, и на этом спасибо. В 2014-2016 годах планируется приобретение 88 плацкартных, 79 двухэтажных вагонов с местами для сидения, трех составов Talgo, способных автоматически настраиваться на разную ширину колеи. Прорабатывается вопрос замены одноэтажных вагонов двухэтажными купейными. Проезд в них будет на 20-30 % дороже, чем в плацкартных, но в ФПК уверены, что качество обслуживания пассажиров при этом вознесется на недостижимый ранее уровень.
— Мы сегодня готовим документы, обсуждаем вопрос с федеральными органами власти, включая законодателей, о том, не пришло ли время уйти от плацкартного вагона как элемента транспортного обслуживания населения. Мы предлагаем акцентировать внимание на возможностях двухэтажного подвижного состава в комплектации «купе», чтобы по регулируемым тарифам перевозить граждан в значительно более комфортных условиях, — сообщил Акулов.
Решено искать и предлагать новые виды услуг. К таким услугам относится предоставление вагонов-автомобилевозов. С ноября 2012 года пассажиры получили возможность брать с собой личное авто, отправляясь из Москвы в Хельсинки. Сейчас эта услуга действует также в направлениях Санкт-Петербурга, Пскова, Петрозаводска. В 2014 году список городов, куда можно поехать, взяв личный автомобиль, пополнится Мурманском, Сочи, Астраханью, причем уже становится доступна доставка машины «от двери до двери» с помощью эвакуатора. Растет число поездов с услугой доступа к сети интернет. В вагонах-ресторанах вводится предварительный заказ блюд из широкого ассортимента.
В ходе сессии шло активное обсуждение тарифной политики. По словам Михаила Акулова, Федеральная пассажирская компания намерена и в дальнейшем увеличивать количество поездов, на которые будет распространяться система динамического ценообразования: при заблаговременной покупке билета пассажир сможет сэкономить. Проблемой остаются нерентабельные маршруты в районах, где у жителей нет альтернативы железнодорожному транспорту. Очевидно, что отменять там поезда нельзя, но нельзя и мириться с убытками. Чтобы их минимизировать, компания собирается обратиться в Федеральную службу по тарифам с просьбой составить перечень социально значимых направлений и сформировать на них госзаказ на перевозку пассажиров в плацкартных и в общих вагонах.
Серьезные ставки делаются на программы лояльности для пассажиров. В программе «РЖД бонус» за полтора года зарегистрировалось около полумиллиона человек, из которых почти каждый десятый накопил баллы на премиальную поездку. Есть и другие программы, которые осуществляются совместно с кредитными организациями. Удержать своего пассажира важно именно сейчас, когда активно продвигаются авиаперевозчики, многим кажется, что личная машина дешевле.
Но у железнодорожного перевозчика всегда останутся привычные для российского пассажира преимущества: комфорт в пути, предельная безопасность, убедительная скорость на маршрутах. И все это независимо от достатка человека, собравшегося в дорогу.

Николай МОРОХИН