Дата публикации: 12.04.2021

Горные приключения «рогатого»

8bd108ae

Горные приключения «рогатого»Вот Крым вернулся в Россию. Одним из аргументов присоединения политики называли то, что многое в Крыму сделано нашим трудом. Пример такого труда — уникальная троллейбусная трасса Симферополь — Ялта, построенная в удивительно короткие сроки.

Как известно, в 1954 году Крым вошел в состав Украинской ССР. В октябре 1958 года было принято Постановление Совета Министров Украины «О строительстве троллейбусной линии Симферополь — Алушта — Ялта». В том же году начались работы. Трасса прошла по маршруту, разработанному еще Н. Г. Гариным-Михайловским для электрической железной дороги на Южный берег Крыма. Гарин-Михайловский, в свою очередь, придерживался существовавшей в этих местах почтовой дороги.
Первый участок трассы (Симферополь — Алушта) протяженностью 51 км был построен в рекордный срок, за 11 месяцев. Существовавшая с 1826 года шоссейная дорога расширялась до 12 м, спрямлялись, изглаживались крутые повороты. Объем земляных работ впечатляет: один миллион кубометров.
Построили два троллейбусных депо: в Симферополе на 100 единиц подвижного состава и в Алуште — на 25. Сооружалось третье, в Ялте, на 50 машин. На маршруте появилось более 3000 опор контактной сети, 16 тяговых подстанций, свыше 200 километров проводов. 15 июня 1959 года по новой трассе пошли автомобили. Первый троллейбус был пущен 7 ноября 1959 года, а с 25 июля 1961 года «рогатые» связали Алушту и Ялту. Троллейбус стал главной «визитной карточкой» Крыма.
Протяженность троллейбусной линии от аэропорта Симферополя до Ялты — 96 километров. До этого самой большой считалась трасса длиной 28,5 км, связывающая итальянский Сан-Ремо с его окрестностями.
Выбор типа подвижного состава сначала пришелся на московский троллейбус МТБ-82. Но электрическая машина не выдержала сложного режима движения: не хватало мощности на перевалах, на спусках перегревались тормозные реостаты. До возгорания дело не дошло, но задымление случилось.
Тогда был предложен чехословацкий троллейбус Skoda 8Tr, изготавливавшийся с 1956 года. Он отличался от МТБ-82 улучшенными мощностными и динамическими характеристиками, большей маневренностью, прочностью кузова и ходовой части, эффективной системой динамического торможения, дизайном.
Троллейбус Skoda 8Tr и следующая модель 9Tr отлично показали себя в эксплуатации. Низкая поначалу скорость движения троллейбуса Skoda 8Tr объяснялась особенностью токосъема: головка токоприемника часто срывалась. В 1962 году водитель-рационализатор В. Гордиенко предложил новую конструкцию токоприемника, которая позволила увеличить скорость и сократить время в пути на 18 %. Рацпредложение инженерам предприятия-изготовителя понравилось, Гордиенко наградили дипломом и медалью фирмы Skoda.
Работать водителем на горной трассе считалось престижным: конкурс составлял более семи претендентов на место. Отбирались лишь водители, не имевшие ДТП и нарушений ПДД, ранее работавшие в Крыму и знавшие условия вождения в горной местности.
Междугородный маршрут стал пользоваться огромной популярностью, троллейбусы работали в три смены. Долгие годы на трассе эксплуатировалось также 24 грузовых троллейбуса. Они осуществляли доставку продуктов питания, медикаментов, промышленных товаров в санатории и пансионаты побережья. Если было нужно, грузовой троллейбус мог ненадолго покинуть контактную сеть и проехать расстояние до 6 км на аккумуляторах. Но обратный порожний рейс удваивал себестоимость перевозки. В 1990 году грузовое троллейбусное движение прекратилось.
В 70‑80‑е годы в пик сезона интервал между троллейбусами, которые отправлялись в Ялту и Алушту, составлял всего 2 минуты, а число рейсов достигало 500 в день. В последние годы интервалы увеличились: на маршруте от Симферополя до Алушты — до 15 минут, Симферополь — Ялта — до 20 минут. Связано это не только с тем, что пассажиров стало меньше — просто троллейбусы уже не новые. Недаром предприятие «Крымтроллейбус» получило диплом Книги рекордов Гиннеса как компания, использующая самые старые троллейбусы в мире.

Леонид БЕРЕЗИН