Дата публикации: 13.04.2021

История VoIP

8bd108ae

Год 1995

В феврале 1995 года израильской фирмой VocalTec при помощи её программного обеспечения "Internet Phone" была осуществлена первая демонстрация телефонии через интернет-протокол (IP), в то время от ПК к ПК в полудуплексном режиме, то есть в одностороннем порядке как при разговоре по "воки-токи" (Walkie-talkie).

В это время приходилось преодолевать большое количество технических препятствий: отсутствовали единые технические стандарты, поэтому было возможным звонить только при использовании одинакового программного обеспечения, качество разговора было плохим, несмотря даже на то, что это к всеобщему удивлению работало. Причиной этого были малые, по сравнению с сегодня, мощности интернета, что вызывало слишком большое время задержки. Интернет-протокол совершенно не использовал Quality of Service (качество и класс услуг по передаче данных, предоставляемых пользователю АТМ-сетью) и работал по принципу "Best Effort" (“наибольшего усилия”). При этом некоторая речевая информация при передаче терялась и больше напоминала обрывки разговора. Прежде всего ощущалась нехватка быстрых широкополосных линий связи, так как через медленные модемные или ISDN-линии невозможно было действительно хорошо звонить.

Год 1996

Этот год был обозначен появлением многих программных продуктов, так называемых Softphones, которые пытались предложить инетрнет-телефонию по уже известному принципу „а ля VocalTec“ и конкурировали друг с другом. IP-телефония концентрировалась при этом исключительно на соединении “ПК-на-ПК”. Однако именно это было прорывом благодаря новой технологии VoIP. Попытки интеграции речи и данных с целью использования наименьшего количества сетей для максимального количества служб и приложений предпринимались давно. Но, несмотря на наличие ISDN, Voice over ATM или Voice over Frame Relay, именно благодаря Voice over IP впервые стало возможным объединить речь и данные до конечного аппарата.

В области стандартизации International Telecommunication Union (ITU-T) приняла рекомендации по стандарту Н.323, который основывался на почти 50 других стандартах. Таким образом, был принят первый норматив для мультимедийной коммуникации при помощи пакетно-ориентированых сетей без Quality of Service. Одновременно IETF разработала Realtime Transport Protocol (RTP), описанный в RFC 1889 (с 2003 года - RFC 3550), который нашёл применение в Н.323 для передачи аудиоданных.

Год 1997

Так как благодаря первому стандарту H.323 были определены компоненты для пакетно-ориентированной мультимедийной коммуникации с помощью Terminal, Gateway, Gatekeeper и Multipoint Conferencing Unit (MCU), этот год был отмечен развитием первых H.323-Gateways. Благодаря их появлению стало возможным соединить IP-сети с общественной телефонной сетью и создать следующие способы связи: ПК-на-телефон, телефон-на-ПК или также телефон-на-телефон. Самый большой интерес был вызван так называемым Toll-Bypass - возможностью обхода дорогого поминутного соединения в телефонной сети для междугородных разговоров.

Год 1998

Несмотря на то, что из 4 возможных H.323-компонентов были созданы конечные аппараты (использующие программное обеспечение) и Gateways, ощущалась нехватка телефонных серверов, так называемых H.323-Gatekeeper, которые в локальных решениях среди прочего решали задачу по соединению разговоров и предоставлению услуги. Поэтому этот год был отмечен преимущественно разработкой Gatekeeper.

Год 1999

В область стандартизации вместе с разработкой Session Initiation Protocols (SIP, RFC 2543) включается Internet Engineering Task Force (IETF). Это было сигналом о том, что в области Voice over IP со стороны ITU-T появился конкурент H.323. Несмотря на то, что все предыдущие продукты основывались на H.323, консультанты начали анализировать и дискутировать, какой протокол более пригоден и возглавит триумфальное шествие.

Всеобщий интерес к Voice over IP начал, однако, таять, результаты многих исследований подействовали отрезвляюще. Также либерализация и уменьшение масштабов государственного вмешательства в телекоммуникационный рынок к 1 января 1998 года вызвали падение цен для минуты соединения. Это вызвало за собой уменьшение потенциала экономии при использовании Voice over IP. Также тот факт, что комплексное решение для предприятия содержало большое количество компонентов, снижал уровень доступности LAN-телефонии по сравнению с обычной телефонной системой. О 99,99% доступности можно было только мечтать, большинство предприятий продолжали использовать телефонные системы.

Год 2000

После того, как было обнаружено, что чистая экономия средств не является главным достоинством Voice over IP (переоснащение локальной сети для достаточной мощности при наличии большого количества портов было также дорого), отделы маркетинга изменили свои аргументы и стали внезапно едины в том мнении, что новые возможности и приложения принесут предприятию дополнительную выгоду. Однако если эта выгода не могла быть выражена в цифрах, руководства предприятий не принимали решений о внедрении новой техники. Поэтому требовались новые приложения, которые могли использоваться, например, в центрах телефонного обслуживания или универсальных системах передачи и обработки сообщений.

В области стандартизации интернета был разработан ENUM (Telephone Number Mapping), вначале с RFC 2916 только как протокол. Затем в сентябре 2002 года в Германии было начато тестирование его применения для приложений и служб.

Кривая рекламы для Voice over IP достигла в этом году своей нижней точки.

Однако появились первые фирмы, которые сделали ставку на LAN-телефонию. Правда, с малым количеством аппаратов.

Год 2001

К этому времени существовала только Н.323-телефония, но не SIP-телефония. Телефоны были оснащены в своем большинстве одним единственным 10 Mbit/s-Ethernet подключением. Наряду с розеткой для блока питания, эти телефоны требовали собственный порт на этажном коммутаторе (Switch). Если этажные коммутаторы были слишком перегружены уже подключенными персональными компьютерами, требовалось предварительное расширение и переоснащение сети для передачи данных, чтобы вообще можно было внедрить телефонию. Это все делало внедрение Voice over IP для предприятий дорогим удовольствием и находило применение только там, где прокладывалась новая локальная сеть. В настоящее время каждый IP-телефон оснащен внутренним 2-портовым коммутатором и просто подключается между этажным коммутатором и компьютером.

Решения предприятий для использования телефонии внутри локальной сети предусматривали подключение порядка 700 конечных аппаратов, подключение большего количества из-за зонового концепта Н.323 не использовалось. Рынок телефонии для обычных пользователей был ещё закрыт, поэтому продвижение Voice over IP происходило только на предприятиях, однако немного сдержанно.

Год 2002

Протокол SIP (Session Initiation Protocol ), которому покровительствовала организация IETF, с принятием RFC 3261 получил версию 2 и мог радоваться постоянно растущей популярности. Уже два года спустя все IP-провайдеры использовали для своих служб SIP.

В этом же году организация RIPE представила одну из ветвей ENUM "9.4.e164.arpa“, после чего последовали приготовления для тестирования, в котором приняли участие многие предприятия.

Интерес к технике стал снова возрастать.

Год 2003

Организация Denic eG смогла заключить после старта в Германии в сентябре 2002 года соглашение с Ведомством по контролю над телекоммуникациями ( в то время ещё RegTP) и приступила таким образом к тестированию ENUM (RFC 3761), в котором вначале приняли участие 30 членов Denic, среди прочих - T-Systems. Фаза тестирования должна была продлиться до конца 2006 года.

В остальном же год 2003 был тяжелым годом для ITK отрасли, так как инвестировалось в целом очень мало, и была боязнь перед массовыми увольнениями. Также рынок консультантов бы довольно спокойным, несмотря на то, что многие безработные решили стать консультантами или самостоятельными предпринимателями, благодаря чему количество консультантов стремительно возрастало.

С технической стороны важной инновацией стало принятие протокола STUN (RFC 3489) который решил проблему передачи SIP через NAT-маршрутизатор. Принцип решения заключался в том, что перед построением соединения STUN- сервер передавал вначале общественный IP-адрес NAT-маршрутизатора.

Год 2004

После успеха в США, 2004 и 2005 года стали переломными также и для других стран для Voice over IP: оборудование становилось все более лучшим, все большее число провайдеров боролись за место на будущем рынке. Цены говорили сами за себя: всего за пару центов можно было позвонить в любую точку мира, а внутри сети VoIP-провайдера или одного из его партнеров - даже бесплатно. В конце 2004 года ориентировочное число пользователей в Германии было оценено цифрой в 250.000. Таким образом, рынок частных пользователей был “открыт”.

Это развитие было во многом связано с ростом использования широкополосных подключений.

Также в этом году медленно стало повышаться количество открытых конкурсов по внедрению IP-TK (IP PBX), частично благодаря истечению договоров по техническому обслуживанию и срокам амортизации.

Год 2005

Если год 2004 характеризовался недостаточно хорошим качеством VoIP для рынка конечного пользователя (иногда разговор неожиданно обрывался), в этом году все работало очень хорошо. Особенно стоит отметить для пользователей появление FRITZ!Box Fon фирмы AVM, который содержал в себе DSL-модем, устройство для телекоммуникации и маршрутизатор (частично также с WLAN Access Point). Очень удобным было то, что можно было использовать VoIP при выключенном ПК.

Год 2006

В апреле этого года ENUM переходит официально с тестового режима в рабочий.

25.06.2010