Дата публикации: 12.04.2021

Ждём мост

8bd108ae

Ждём мостЕсли набрать в поисковике слово «очередь», первым по популярности запросом будет «очередь на паром в Крым». Среднее время ожидания для желающих попасть на полуостров на автомобиле летом-2014 составило 30 часов.
Переправа, переправа — берег левый, берег правый… Керченская переправа для выбравших Крым в качестве места летнего отдыха стала, пожалуй, одним из главных воспоминаний не только летнего сезона, но и, не побоюсь этого слова, жизни. Простоять практически без движения 35‑40 часов на солнцепеке, имея «на борту» жену и детей — это запомнится надолго. Такое испытание подготовили российские транспортники всем, кто решил провести свой отпуск на недавно присоединенной территории.
В конце августа «Левада-Центр» провел очередной опрос на тему присоединения Крыма к России. Он показал, что эйфория пошла на убыль, чувство радости по этому поводу притупилось. В частности, количество россиян, у которых возврат Крыма в состав России вызывает радость, уменьшилось за четыре месяца с 23 до 16 %. Несомненно, что отрицательная динамика настроений сложилась, в том числе, и из‑за плохо организованного транспортного сообщения.
Россия в транспортном отношении оказалась совершенно не готова к присоединению полуострова. Не нашлось даже достойных плавсредств, способных перевезти поток туристов с одного берега на другой.
То, что с высоты выглядит красиво, на земле оборачивается многочасовым кошмаром. Фото с сайта airpano.com

Старенькие паромы «Керченский-2», «Ейск», «Николай Аксененко» способны принять на борт лишь 25‑40 автомобилей и чуть более двухсот человек каждый. Зафрахтованные уже в середине лета греческие паромы «Ионас» и «Дориус», позже названный «Олимпиада», оказались куда большей грузоподъемности: 600 человек и 170 автомобилей. Эти‑то два парома и помогли в самый критический момент справиться с постоянным увеличением времени ожидания.
Природа тоже постоянно готовила свои сюрпризы. Несколько раз за лето штормовые предупреждения останавливали работу переправы. К примеру, большой паром «Ионас» рассчитан на работу при скорости ветра до 14‑15 м / с, три малых парома могут заниматься перевозкой при скорости ветра до 17‑20 м / с, но при сильном ветре возрастает время швартовки и общее время в пути.
Случались и неполадки. Так, в августе паром «Олимпиада» налетел на причал, а «Николай Аксененко» попросту сломался. Два события совпали во времени, и 7 августа очередь перед портом «Кавказ» выросла почти до двух с половиной тысяч машин.
Все лето переправа проработала в авральном режиме. Все ее сотрудники были сосредоточены лишь на одной задаче — справиться с текущей нагрузкой. Что будет осенью, зимой, каковы перспективы — до этого никому дела, похоже, нет. Как‑нибудь справимся, навалимся, всем миром…

Конечно, Керченская переправа не была рассчитана на нынешнюю загрузку даже теоретически. Никто не предполагал, что Крым станет «островом», что сухопутная связь с материком будет полностью прервана.
Помимо пассажирского сообщения есть еще и грузовое. В середине августа ленты новостей запестрели заголовками типа «В Крыму заканчивается бензин». Очереди на заправках как раз пришлись на время визита на полуостров российского политического бомонда во главе с президентом Путиным. А причиной топливного дефицита стала поломка грузового парома, перевозящего нефтепродукты.
Пословица «за морем телушка полушка, да рубль перевоз» в Крыму полностью себя оправдывает. Грузовые фуры в Крым отправляют из Новороссийска, прибывают они в Феодосию. Цена рейса, как сообщил глава Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Николай Лишенко, составляет 20650 руб. за одну фуру, не считая стоимости проезда водителя — 500 руб.
Авиаторы тоже оказались не на высоте. Никто из них не поддержал президента, пообещавшего россиянам авиабилеты в Крым и обратно за 7500 руб. Вернее, поддержали лишь на словах. Найти человека, которому бы удалось такие билеты приобрести, пока не получилось. По состоянию на 4 сентября «лучшая цена» из Москвы в Симферополь и обратно, с возвращением через неделю, — 12500 руб. у «Трансаэро», 33500 руб. — у «Аэрофлота».
Железнодорожники также используют паромную переправу для пассажирского сообщения с Крымом. К примеру, чтобы попасть в Феодосию, надо затратить в зависимости от даты около двух суток и 6600 руб. в расчете на одного взрослого человека. Этот мучительный путь едва ли подходит для людей, мечтающих об отдыхе.
Так что, несмотря на прошедшие почти полгода, Крым в транспортном отношении нашим так и не стал. Кардинально исправить ситуацию способен лишь мостовой переход. А это, надо признать, пока «прекрасное далеко», и стоит оно весьма «жестоко».

Федор КУСТОВ