Дата публикации: 11.04.2021

Мармарай: транспортный рай

8bd108ae

Мармарай: транспортный райВ столице Турции 29 октября сдан в эксплуатацию тоннель «Мармарай» под Босфором.
Cтроительство началось в 2004 году, инициатором и вдохновителем проекта стал премьер-министр Турции Реджеп Тайип ­Эрдоган, исполнявший в свое время обязанности мэра турецкой столицы. Все произошло вопреки противникам Эрдогана, обвиняющим его в гигантомании и напоминающим, что именно планы перестройки Стамбула спровоцировали минувшим летом масштабные антиправительственные выступления в Турции.
Первоначально завершить строительство планировалось в 2008 году, но всей сложности проекта изначально не учли. Сроки и объем инвестиций фактически удвоились. С учетом подъездных путей, соединения с сетью существующих автодорог и создания инфраструктуры стоимость проекта выросла с $2,5 млрд до $5 млрд.
Несколько лет назад «Мармарай» называли частью альтернативного пути доставки грузов из азиатских стран в Европу в обход России. Предполагалось, что реализация проекта позволит осуществлять грузоперевозки по железной дороге. Сегодня же мы видим, что тоннель стал пассажирской артерией, метротоннелем, который позволяет жителям турецкой столицы быстро и комфортно перемещаться из одной части города в другую.
Надо полагать, что к теме создания грузового сообщения посредством тоннеля «Мармарай» турецкие власти еще вернутся. Недаром в тоннеле уложено 4 пути. По замыслу турецких стратегов, альтернативная система сделает страны Центральной Азии и Кавказа независимыми от России в транспортном отношении. Предложение получило поддержку Китая, Японии, стран ЕС, что естественно, стала причиной охлаждения в отношениях Москвы и Стамбула.
Идея заключается в создании единой железнодорожной системы от восточных границ Китая до Испании и Великобритании, в которую войдут железные дороги Европы, Турции, Грузии, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и КНР. При этом путь через Каспий будет обслуживаться крупнейшими портами «Баку Аляте» и «Туркменбаши». Альтернативной точкой для отправки и приема паромов может стать казахстанский «Актау». Общая оценка стоимости нового «Шелкового пути» — приблизительно $100 млрд. Треть этой суммы готов вложить Китай.
Межправительственные соглашения об участии в проекте уже подписаны Турцией, Грузией и Азербайджаном. Со странами Центральной Азии пока ведутся переговоры. Для участников проекта, помимо геополитических интересов России, существует еще и техническая проблема — разная колея. В Китае и в Европе это 1435 мм, в странах СНГ — 1520 мм. Такое решение как создание пунктов смены колесных тележек, к сожалению, нельзя ­назвать современным.
Но как бы то ни было, а миллионы пассажиров за первые дни ноября уже успели воспользоваться новой транспортной ли­нией. В Турции строительство нового тоннеля уже окрестили «проектом ­века». «Мармарай», который на протяжении 150 лет был лишь мечтой, наконец воплотился в реальность», — так охарактеризовал это событие сам Эрдоган. Ожидается, что ежедневно новой транспортной магистралью будут пользоваться 1,2-1,5 млн пассажиров. Общая протяженность тоннеля 13,6 км, из них почти 1,5 км на 60-метровой глубине проходят под Босфором. На сегодняшний день «Мармарай» является самым глубоким подводным погружным тоннелем.

Федор КУСТОВ