Дата публикации: 11.04.2021

Минное поле

8bd108ae

Минное поле30 октября 2012 года Президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями транспортного сообщества. Поводов встретиться было два: 175-летие Российских железных дорог и 10-летие Союза транспортников. Темами разговора стали актуальные проблемы отрасли.

Первым делом Владимир Путин поздравил железнодорожников в лице президента РЖД Владимира Якунина: «Железнодорожники, вообще отрасль железных дорог, сыграла колоссальную роль в развитии нашей экономики, просто колоссальную, и продолжает ее играть. Ничего подобного с точки зрения перевозок для такой страны с огромной территорией, как Россия, ни один из видов транспорта, наверное, не сделал». Не забыл глава государства и про Союз транспортников, отметив большую политическую роль этой организации: «Я очень благодарен Союзу транспортников за то, что они в свое время активно поддержали Общероссийский Народный Фронт, сыграли заметную, существенную роль в подготовке президентских выборов, и участвовали в думских выборах, и через «Единую Россию» получили места в Государственной Думе — сейчас имеют возможность напрямую влиять на законодательный процесс».
Особой благодарности Президента РФ удостоились железнодорожники

Затем Президент предложил обсудить проблемы всей отрасли, начиная с приобретения новых транспортных средств. Да, с одной стороны парк кораблей, поездов и самолетов сейчас обновляется. Но темпы обновления недостаточные. Своей техники не хватает. А за рубежом покупать дорого. Транспортники попросили у Путина обнулить ввозные пошлины для них. Путин не пошел у них на поводу и дал поклонникам импорта гневную отповедь: «Если мы на все обнулим ввозные таможенные пошлины, то мы с вами будем производить только нефть, газ, золото, бриллианты, пеньку и чересседельники. Все. Это традиционные статьи российского экспорта. Почему? Потому что стоит только обнулить таможенную пошлину на все что угодно, это лишает перспектив развития все отрасли внутри страны. И мы превратимся просто очень быстро в третьестепенную страну с абсолютно затхлой экономикой».
Были затронуты и последствия вступления России в ВТО. Предприниматель Юрий Ступак из Екатеринбурга рассказал, что платит теперь за свои тягачи и таможенную пошлину, и новый утилизационный сбор, чем удивил Владимира Путина. «С 1 сентября утилизационный налог заработал, а таможенные пошлины будут убирать постепенно в течение семи лет!», — обратился к Президенту екатеринбуржец. «Такого и быть-то не может. Это не наши методы... Вдвое больше налог получается... Мы хотели наоборот, защитить российского производителя», — удивился Владимир Путин и тут же обратился к министру промышленности и торговли Д. Мантурову. Тот попытался объяснить это переходными обстоятельствами.
«Могли бы еще бритвой по глазам, но не сделали этого! Какие добрые! — подвел итог Владимир Путин. — Эту меру мы вводили, надо прямо сказать, для защиты отечественного товаропроизводителя при понижении ввозной таможенной пошлины. Пошлины на этот вид техники не понизили, а утилизационный сбор ввели. Таким образом, мы просто дискредитируем то, что делаем. Нельзя так делать. Лучше бы повысили ввозную пошлину, если у вас есть такое право. Повысили пошлину, это было бы понятно. А то мы говорим одно, а делаем другое».
Глава Союза транспортников Виталий Ефимов
Глава Союза транспортников Виталий Ефимов решил воспользоваться случаем и поделился с Президентом идеями: «Не знаю, доживу я или нет, но еще бы два проекта реализовать с вашей помощью — это переход на остров Сахалин, и замкнуть кольцо Лондон — Париж — Москва и Вашингтон через Аляску». Президент тут же остудил профессиональный пыл Ефимова, вспомнив о более насущной задаче: «Сначала бы нам неплохо вместе с нашими украинскими друзьями и коллегами мост построить через Керченский пролив в Крым».
Говорили и о том, что транспортники могли заработать для страны и о необходимых для этого условиях. Разговор об этом тоже начал Ефимов: «Вот сегодня министр (транспорта) Соколов докладывал нам Стратегию и государственную программу. Там в принципе расписан сетевой график. Если бы нам его выполнить, напрячься, конечно, без вашей помощи и Правительства мы это все равно не сделаем, то, конечно, мы могли бы… А цена в 2,5 триллиона в копилку Родины, вы знаете, это неплохие деньги».
Для этого, по мнению Ефимова, необходимо выполнить два условия. Во-первых, «один раз в год… заслушивать Стратегию и программу Правительства, но с двумя докладами со стороны, допустим, власти и со стороны, допустим, Союза транспортников России или транспортного бизнеса», во-вторых, необходимо «несколько изменить вектор государственной политики в транспортном комплексе».
Изменить «вектор» господин Ефимов предложил, добавив «к функции Минэкономразвития… функции, связанные с логистикой товаропотоков», а к функциям Минтранса — «функции, которые бы обеспечили возможность создания механизма мотивации эффективного использования дорогостоящей инфраструктуры».
Отвечать на поставленные господином Ефимовым вызовы пришлось Игорю Левитину, ранее возглавлявшему Минтранс. Видимо, за долгие годы работы он привык к непростым формулировкам коллеги по транспортному цеху.
В итоге Владимир Путин поручил представителям транспортного сообщества собираться «раз в год… для критического анализа того, что происходит, и для того, чтобы сверить часы по дальнейшему движению вперед».
В ответ Виталий Ефимов пообещал Президенту заработать силами транспортников 2,5 триллиона (видимо, рублей) в течение пяти лет.
Серьезный разговор, посвященный проблемам перевозок, продолжился. Неожиданный аспект затронул генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов. Оказалось, что его беспокоят страховые тарифы на перевозку пассажиров. Законом № 67-ФЗ, принятым летом этого года, на общественном транспорте они установлены на уровне от 33 до 68 копеек на одного пассажира. С учетом того, что в год перевозится до 13,5 млрд пассажиров, общая сумма страховых сборов составляет до 9 млрд руб.
Как выяснилось, за последние 7 лет по вине водителей «Мосгортранса» пострадали менее ста человек, а выплаты Мосгортранса за причиненный ущерб составили 13 млн руб. По новому закону страховые выплаты Мосгортранса должны возрасти. «Поэтому реальная ставка должна быть 1 копейка или минимальной ставки может не быть», — отметил глава «Мосгортранса». Сэкономленные средства он предполагает потратить на различные проекты, связанные с оснащением транспортных средств камерами видеонаблюдения, системой ­ГЛОНАСС, на мотивацию сотрудников к соблюдению безопасности, то есть те статьи расходов, которые позволяют безболезненно осуществлять «распил» средств.
От лица грузоперевозчиков выступила Ольга Мельникова, генеральный директор компании «Руссотра». Она привлекла внимание Президента к транзитным перевозкам. Мельникова вспомнила, что когда-то в нашей стране транзитные грузы исчислялись миллионами контейнеров и тонн груза. А сейчас Россия не использует «даже одного процента своего потенциала». Она остановилась на вопросе имиджа России в среде мировых грузоотправителей. «Вы знаете, что они сказали? «Боимся непредсказуемости». И, заметьте, слава Богу, у нас нет ни военных действий, ни безобразий, которые могут просто нарушать сам процесс организации. Вот один наш клиент сказал — там минное поле: не знаешь, когда упадет снаряд и когда он взорвется, а может и не взорвется вообще. Знаете, очень обидно такие вещи слушать, в то время как наш потенциал позволяет это делать, опыт у нас есть. Я сама занимаюсь этим уже более 30 лет», — поделилась своими переживаниями Мельникова.
Но, тем не менее, причины, по которым это происходит, ей известны: «Клиент соглашается передать нам свои грузы для перевозки по нашей территории, и на первом полустанке груз встает. Он встает по разным причинам. Вы знаете, если я буду их называть, это будет большой перечень. Каждое федеральное ведомство считает, что нормативными акты, которыми оно руководствуется, они могут активно вмешиваться в этот процесс. Сказать, что многие нормативные акты совершенно противоречат друг другу в разных ведомствах, это ничего не сказать. Нет понимания на местах, что такое транзит, что он действительно нужен стране. Вы знаете, даже не в таких отдаленных наших районах мы встречались с таким непониманием».
Так что опасения иностранцев не беспочвенны. В России действительно все непредсказуемо.

Елена ЛАПИНА