Дата публикации: 12.04.2021

Не Крымом единым

8bd108ae

Не Крымом единымРоссия не дает миру забыть о своем величии. С юга приросла Крымом, а на севере продолжается развитие одного из самых сложных инфраструктурных проектов современности.

До сих пор устойчивыми географическими терминами с использованием слова «северный» были лишь Северный Ледовитый океан и Северный морской путь (СМП). Теперь к ним прибавился Северный широтный ход (СШХ).
Разговоры о нем начались пару лет назад в связи с проектом «Ямал СПГ», реализуемым компанией «Новатэк». Инвестиции в «Ямал СПГ» оцениваются в 1 трлн рублей, и это не предел, ведь речь идет не только о вложениях в освоение месторождений газа и постройку завода по его сжижению, но и о строительстве порта, флота из 20 танкеров-газовозов ледового класса, ледоколов.
Что в итоге? В итоге — практически неограниченные возможности круглогодичной доставки газа на рынки Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона.
Работа над проектом «Ямал СПГ» закипела летом 2012 года, когда в соответствии с распоряжением правительства России от 13.07.2012 № 1259‑р на государственном уровне были приняты решения по освоению газоконденсатных месторождений и строительству транспортной инфраструктуры. Осенью того же года Ямал посетил президент страны. Было запланировано строительство завода по сжижению газа — первую очередь обещают запустить в эксплуатацию в 2016 году. В нынешнем году, как ожидается, будет введен в эксплуатацию арктический аэропорт «Сабетта». Его полоса будет принимать самолеты практически всех типов, а сам аэропорт будет удовлетворять требованиям, которые предъявляются к аэропортам международного класса.
Важнейшая часть проекта — морской порт Сабетта на Ямале, который после окончания строительства станет универсальным терминалом, открывающим доступ промышленным регионам России к Севморпути.
Если поискать на интернет-картах Сабетту, то с аналогичным названием найдется лишь деревушка в Италии. Наша Сабетта до сих пор была всего лишь вахтовым поселком на восточном берегу полуострова Ямал. Импульс развитию промышленности в этих суровых местах придали разведанные здесь запасы углеводородного сырья. Торжественная закладка порта Сабетта состоялась 20 июля 2012 года, а первые грузовые суда пришли сюда спустя всего 15 месяцев.
Импульс развитию промышленности в этих суровых местах придали разведанные здесь запасы углеводородного сырья. Торжественная закладка порта Сабетта состоялась 20 июля 2012 года, а первые грузовые суда пришли сюда спустя всего 15 месяцев.

До сих пор объем перевозок грузов по Севморпути не превышал 4 млн тонн в год. А ведь значение этого пути не меньше, чем Суэцкого канала. В Минтрансе рассчитывают, что через 6 лет грузопоток по СМП превысит 60 млн тонн в год. Рост — в 15 раз. Естественно, произойдет это не само по себе, а в результате развития транспортных узлов и подходов к ним.
Интерес к Севморпути уже проявили многие страны, в том числе Китай. Россия же долгое время считала этот маршрут своей исключительной собственностью. Но, как выяснилось, использовать его не запрещается и прочим государствам. Поэтому сейчас очень важно быть первыми в освоении этого маршрута, и для этого необходима соответствующая инфраструктура.
О приоритетном развитии СМП говорится в принятой Стратегии развития Арктической зоны до 2020 года. Загрузить маршрут позволит железнодорожный Северный широтный ход, который соединит станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской железной дороги. По железной дороге в порты будут поставляться сибирское зерно, уральский металл, уголь из Кузбасса. Фактически многим регионам России будет открыт доступ к морскому транспорту, что сделает их продукцию более конкурентоспособной. Перспектива СШХ — выход Единой транспортной системы России на СМП и далее в Мировой океан через порт Сабетта.
Недавно РЖД и Ямальская железнодорожная компания договорились о том, что РЖД будут ежегодно перенаправлять 18 млн тонн грузов, следующих в порты Северо-Запада, на линии Северного широтного хода, по маршруту Коротчаево — Надым — Салехард и далее через станцию Обская, через Коми на Усть-Лугу. Это означает появление грузопотока, часть которого в дальнейшем поможет загрузить и порт Сабетта.
Транспортировка морской ледостойкой стационарной платформы Приразломная из Северодвинска в Мурманск

Тогда же можно будет вести речь и о реальной многопрофильности нового арктического порта России.
Для полной уверенности в успешности Сабетты нужны гарантии, что этот порт будет единственным на Ямале. Полуостров оказался чрезвычайно богат на полезные ископаемые: нефтедобытчики убедились, что тут есть не только газ — нефть здесь очень высокого качества и в изрядном количестве. Ранее «Газпром» заявлял о строительстве порта Харасавэй в северо-западной части Ямала, «дочка» «Газпрома», «Газпром-Нефть», собиралась строить морской нефтеналивной терминал на юго-восточной стороне полуострова на 400 км южнее Сабетты.
Если нефтеналивные грузы будут заведены на Сабетту, то это направление будет процветать, если же «Газпром» возьмется за строительство собственной транспортной инфраструктуры, то развиваться порту придется в условиях конкуренции.
Перспектив СШХ и проекту «Ямал СПГ» добавляет подписанный в декабре 2013 года главой Ямала Дмитрием Кобылкиным и министром транспорта Максимом Соколовым меморандум. Речь в нем идет о развитии не только порта Сабетта, но и всей транспортной инфраструктуры российского Севера. В середине февраля текущего года руководитель ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписал двусторонние соглашения о сотрудничестве с Ямалом, Югрой и Тюменской областью. «Проект отнюдь не местечкового масштаба, он стратегически важен для развития арктических территорий России, для образования большого транспортного кольца, — отметил Якунин. — Российские железные дороги готовы участвовать в проекте. Появление этой дороги существенно снизит нагрузку на Транссиб».
Экономисты просчитали: СШХ окупится за 15‑17 лет. На сегодняшний день округ разделен на две части: западную и восточную, которые не связаны между собой. Из столицы региона, Салехарда, добраться до основных городов возможно только воздушным транспортом.
СШХ от Салехарда до Надыма протянется на расстояние 707 км. Из них 390 км новых путей предстоит построить, еще 300 км потребуют модернизации. Мосты через реки Обь и Надым дополнят 60 мостовых переходов. Немаловажен и социальный аспект Северного широтного хода. По оценке специалистов, на этапе строительства будет создано порядка 20 тысяч рабочих мест.
Для полной реализации новых возможностей, открывающихся с постройкой порта Сабетта и Северного широтного хода, строятся новые суда. В прошлом году был заложен ледокол нового поколения мощностью 60 МВт, самый большой в мире. Его строительство планируется завершить в 2017 году. Также в проекте задействованы атомоходы «Ямал», «50 лет Победы».
ОАО «Ямал СПГ» и ОАО «Мурманское морское пароходство» заключили трехлетний контракт на осуществление морских перевозок грузов в порт Сабетта. Общий объем транспортировок составит порядка 1,5 млн фрахтовых тонн. Договор охватывает широкую номенклатуру перевозимых грузов для строительства и обустройства Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Для этих целей будут задействованы суда усиленного ледового класса.
Сейчас, спустя два года после запуска, расширяется видение проекта «Ямал СПГ». Первоначальная концепция состояла в том, что Сабетта будет узкоспециализированным портом, обслуживающего газодобытчиков. Президент России Владимир Путин в беседе с председателем правления газовой компании «Новатэк» Леонидом Михельсоном сказал: «Я недавно обсуждал эту проблему с руководством «Газпрома» и полагаю, что можно было бы расширить возможности будущего порта, имея в виду, что он вполне мог бы быть многопрофильным». «Если там будет железная дорога, то это будет многопрофильный порт», — ответил глава «Новатэка».
Но представить себе порт без железной дороги затруднительно. Да, теоретически можно и без нее, но тогда это будет монопорт, ориентированный лишь на отгрузку добываемого топлива. Если же подвести стальную магистраль, то Сабетта сможет обслуживать не только конкретные месторождения, но стать стратегическим портом, умножающим логистические возможности России в целом, позволяющим транспортировать грузы в трансконтинентальном сообщении.
«Порт Сабетта уже сегодня мы рассматриваем не только, как монопорт для транспортировки СПГ, — говорит губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин. — Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Северного морского пути. Для всей страны это новые возможности раскрыть дополнительные ресурсы для достижения стратегических государственных задач в Арктике.
Мостовой переход железной дороги Обская — Бованенково через реку Юрибей протяженностью почти 4 километра является самым длинным мостом в мире за Полярным кругом. Это уникальное сооружение, не имеющее аналогов в практике мирового мостостроения.

Ямалу и бизнесу очень нужно, чтобы Северный широтный ход был построен в период промышленного освоения полуострова Ямал. Это значительно сократит затраты и, соответственно, увеличит прибыль компаний. Это ускорит окупаемость проектов, что очень важно, потому что в них есть и иностранное участие, и, безусловно, ускорит социальное развитие региона».
Многопрофильность повысит окупаемость проекта, ведь он очень капиталоемкий. Помимо «Новатэка», в проект вкладывается и государство: только дноуглубительные работы потребовали почти 8 млрд рублей из бюджета.
Железная дорога повлечет еще большие расходы. По полуострову Ямал проходит построенная «Газпромом» ветка Обская — Бованенково длиной почти 600 км. Ранее «национальное достояние» предлагало продать эту дорогу за 130 млрд руб. ОАО «РЖД», но монополии она оказалась не нужна. Как установили в институте «ГипротрансТЭИ», планируемый грузопоток по этой линии — 3 млн тонн в год — недостаточен даже для содержания дороги.
Чтобы подключить порт Сабетта к железнодорожному сообщению, надо к линии Обская — ­Бованенково пристроить еще 220 км железной дороги. Оценка этого строительства — 35‑40 млрд рублей. Вкладывать, судя по всему, придется «Новатэку», поскольку РЖД само ищет способы заработать, а не потратить деньги.
Интерес у железнодорожников к этой линии может появиться, только если государство даст РЖД деньги на этот проект или в монополии увидят грузовую базу для этой дороги и поймут, что в дальнейшем она окупится. Пока ничего этого нет.
Но если грузопоток по Севморпути действительно выйдет на запланированный в Минтрансе уровень (63 млн т), то заинтересованность появится и у РЖД, и у других потенциальных инвесторов. Однако вложения требуются сейчас, а не потом — без инвестиций на нынешнем этапе грузопотоку будет просто неоткуда взяться.

Федор КУСТОВ