Дата публикации: 12.04.2021

Не пригибая головы

8bd108ae

Не пригибая головыВ городе Зуевка появился тоннель под железной дорогой. Он частный и платный.

Наверное, у кого‑то возникнет мысль: уж не криминал ли начал прибирать к рукам транспортные объекты? Но в Зуевке, где жителей чуть больше десяти тысяч и многие друг друга знают, любой ответит: «Да что вы? Владелец тоннеля — достойнейший человек, хозяин строительной фирмы. А деньги берет — так это правильно: он столько в этот тоннель вложил. А кто не хочет платить, может ехать на переезд».
Сейчас новое сооружение показывают в Зуевке приезжим как одну из немногих городских достопримечательностей. Первой считается построенный несколько лет назад железнодорожный вокзал. Он, как и тоннель, представляет собой серьезный контраст среде этого небольшого городка на краю Кировской области.
Так уж вышло, что Зуевка появилась в самом конце позапрошлого века рядом со станцией строившейся железной дороги Пермь — Котлас. Места здесь не очень приветливые, но выбор был невелик: через сто верст от Вятки полагалась большая станция для смены паровозной бригады. Поселок возле станции рос среди знаменитого вятского бездорожья практически на краю болота. Железная дорога крепла, а вот город не получал серьезных вложений в свое благоустройство. В конце ХХ века скорости на линии выросли, в зуевском депо железнодорожники перестали нуждаться, оно закрылось. Построить хотя бы один путепровод в Зуевке за век с лишним «не успели». А ведь железная дорога Москва — Екатеринбург с очень интенсивным движением делит город пополам. И это означает длинные очереди на двух переездах, которые находятся на западной и восточной окраинах. Да что там Зуевка? В Кировской области путепроводы в последние десятилетия просто не строились.
Тоннель в Зуевке построен ближе к центру. И посмотреть тут есть на что. Узкая улица вдруг переходит в мощный изгиб бетонированного шоссе. Вечером здесь сияют яркие фонари, блестят металлические ограждения, мигает светофор.
Перед вашей машиной вспыхнет зеленый и поднимется шлагбаум, если вы оплатите в кассе проезд по этому небольшому участку. Словом, все похоже на подступы к столичному аэропорту. Впрочем, если человек идет пешком, то он пройдет по тротуару совершенно бесплатно. Дорожка эта отделена от полос для проезда автомобилей высоким бетонным бортиком и совершенно безопасна.
Владелец тоннеля предприниматель Анатолий Лесков открыл его минувшей зимой.
— Что меня заставило взяться за строительство частного тоннеля? Острая необходимость. Раньше, если надо было попасть в другую часть города, приходилось ехать к переезду и стоять там минут сорок. Мне очень хотелось от этого навсегда избавиться.
Лесков третье десятилетие занимается строительством. Вот и здесь, рядом с будущим тоннелем, он купил развалившийся, не работавший с девяностых годов орсовский хлебозавод и превратил его в современный крупный магазин. Строительство вдали от крупных городов с их промышленной базой — дело трудное и хлопотное. Но, по словам Лескова, воплотить в жизнь тоннель оказалось несравнимо сложнее, чем что‑либо из прежних объектов. Потребовалось на это семь лет. Два первых года ушли только на переговоры со службой пути.
Лесков выбрал для тоннеля место, где железная дорога пересекала речку Безымянку. Сооружением для водопропуска горожане пользовались и раньше: по кирпичам и доскам, по воде, пригибая голову — высота трубы была полтора метра. Весной, когда Безымянка разливалась, пройти было невозможно. Она затопляла всю низину, пригоняла мусор. Один из руководителей службы пути, отвечавший за искусственные сооружения, устно и письменно отстаивал техническую невозможность строительства тоннеля. Его можно понять: чем меньше посторонних с их инициативами, тем спокойней живется начальству. Но Лесков тоже дипломированный инженер-строитель. Он был убежден в своем видении ситуации и расчетах. И в итоге оказался прав. Это подтвердили специалисты одного из филиалов института «Росжелдорпроект», куда Лесков обратился за помощью в работе над проектом.
Больше четырех лет длилась подготовка к строительным работам. Самым сложным было проложить коллектор длиной многие сотни метров и поймать в него Безымянку, сделать так, чтобы она самотеком шла под землей в сторону реки Чепцы. В результате заодно удалось привести в порядок соседнюю улицу Кирова, которая месяцами страдала от разливов Безымянки. После этого всего за сезон строители углубили пролет для пропуска воды и обустроили тоннель. Укладывая над коллектором бетонную мостовую и тротуар, удалось использовать каждый сантиметр его ширины и высоты. Жаль, что габариты не позволили пропускать грузовые машины и автобусы. Но легковые — пожалуйста! И зуевчане могут идти вдоль дороги по отдельному сухому тротуару, не пригибая головы.
— Думаю, что это подарок для города, — считает начальник станции Зуевка Николай Куртеев. — Движение тут интенсивное, проехать через переезд бывает трудно. Особенно в часы, когда у нас идет формирование поезда и приходится использовать пути, перекрывающие движение автомобилей.
А 30 рублей, которые надо платить за проезд, не такие уж большие деньги для многих автовладельцев. Кстати, можно купить абонемент: проезд обойдется еще дешевле. Люди прекрасно понимают, что вложения человек сделал огромные и средства должны ему вернуться.
Анатолий Лесков назвал во сколько ему обошлось строительство: 19 миллионов рублей. Но он убежден: за несколько лет все должно окупиться. Даже с учетом того, что для обслуживания тоннеля надо держать в штате 9 человек.
— Предприниматель решил вложить средства в объект, обеспечивающий безопасность движения. Он получил от дороги техусловия и выполнил все поставленные требования. Такие начинания надо приветствовать, — так оценил работу Лескова начальник Горьковской магистрали Анатолий Лесун.


Николай Морохин