Дата публикации: 12.04.2021

Небо в подарок

8bd108ae

Небо в подарок
Представьте себе ситуацию: лето, утро, стоит замечательная погода, вы движетесь по абсолютно свободному шоссе в Подмосковье и замечаете у дороги небольшой аэродром. Взлетают и садятся легкие самолеты, и вы понимаете, что у вас есть свободное время. А еще вы хотите попробовать: как это, летать на маленьком самолете. Или на автожире, вертолете… Да неважно на чем, главное — подняться над землей и увидеть ее такой, какой ее видят птицы… Руки сами повернули руль в нужном направлении, и вот вы уже ставите машину на стоянку аэродрома.
Вы подходите к охраннику, и дальше возможны несколько вариантов развития событий. Например, вас могут просто не пропустить на аэродром, если у вас там нет знакомых, или отвести наугад в какой‑нибудь ангар, где базируется какой‑нибудь аэроклуб. Но прежде чем осуществить ознакомительный полет, вам нужно будет доказать, что вы не террорист, вступить в аэроклуб, заплатить членский взнос, ознакомиться с уставом клуба, техникой безопасности и правилами поведения на аэродроме. А еще у вас примут зачет этих знаний и оценку поставят…
Что‑то летать уже расхотелось, да и свободное время кончилось…
А все казалось таким простым: приехали, познакомились с людьми, выбрали аппарат по душе, договорились о маршруте, стоимости и полетели…
Стоп-стоп-стоп! Давайте заново! Убираем бюрократическую машину, которая именно так, как написано парой абзацев выше, представляет себе ознакомительные полеты. Федеральное агентство воздушного транспорта, транспортная прокуратура, ФСБ — на каждого летчика десять проверяющих. Вдруг вы из их числа? Тогда вместо полета летчик будет писать объяснительные записки. Отсюда и настороженное отношение ко всем незнакомым посетителям. Неужели это все во имя безопасности?
Может быть стоит взглянуть на безопасность с другой стороны? Вы ищете хорошего летчика и надежную технику для того, чтобы совершить полет просто для удовольствия. Квалификацию летчика подтверждает его налет, допуски и количество освоенных типов ВС, все это есть в свидетельстве пилота и в летной книжке. Летную годность аппарата подтверждает сертификат летной годности. Вы сможете посмотреть эти документы перед полетом. А общее впечатление вы составляете сами при личном общении. Не понравился один аппарат или не получился контакт с летчиком — найдете другого.
Можно и на опыт других ориентироваться, в интернете почти всегда можно найти отзывы людей о конкретном аэроклубе и по ним составить свое мнение.
В связи с вышесказанным, малая авиация в России на данный момент является закрытым клубом, куда сложно попасть спонтанно, но все таки можно. А, главное, оно того стоит.
Маленький самолет очень похож на легковой автомобиль: скорости сравнимы, масса и габариты — тоже. И управлять самолетом ненамного сложнее. А ведь чувство полета на маленьком самолете не идет ни в какое сравнение с поездкой на автомобиле или с полетом на большом лайнере. Просто это надо попробовать. Достаточно хотя бы раз оказаться в воздухе на любом легком аппарате: самолете, вертолете, автожире или даже параплане, чтобы навсегда влюбиться в эти ощущения.
Полеты могут быть абсолютно разными: от спортивных и экстремальных (с элементами сложного пилотажа и перегрузками) до спокойных и мирных, где вы просто любуетесь планетой с высоты 300‑400 метров, летите, смотрите, фотографируете… Летательные аппараты с открытой кабиной подарят радости свободы и единения с воздушной стихией, а закрытый стеклянный фонарь на самолете сделает полет комфортным. Парящие полеты на парапланах и планерах позволят узнать много нового и продемонстрируют как можно набирать высоту не сжигая ни грамма топлива, а используя только энергию солнца, аэродинамические качества аппарата и мастерство пилота. Все это доступно, стоит только захотеть…
Сначала ознакомительный полет, затем мысль об освоении нового способа перемещения в пространстве, приобретение нового хобби, друзей, нового смысла жизни или профессии… А ведь малая авиация — это не только полеты для удовольствия, а еще и неотъемлемая часть транспортной системы страны. У нас низкая плотность дорог, и без разветвленной сети маленьких аэродромов и вертолетных площадок о связности регионов не может быть и речи.
Нам очень нужна легкая авиация! Сейчас она держится на энтузиазме и денежных вложениях отдельных людей, которые восстанавливают старые, а также строят новые аэродромы. И мы им за это благодарны.
По количеству зарегистрированных легких и сверхлегких летательных аппаратов нам еще далеко до США, но популярный в советские годы лозунг «догоним и перегоним Америку» актуален как никогда. За океаном аэродромы есть «в каждой деревне», а нам есть к чему стремиться.

Александр ШТАРЕВ, Елена ЧУГРЕЕВА