Дата публикации: 11.04.2021

О, Спорт! Ты — транспорт

8bd108ae

О, Спорт! Ты — транспортОгромные траты государства на спортивные события не могут не вызывать беспокойства у мыслящей части населения. Под сомнением, в частности, эффективность вложений в Сочи. Нужны ли будут дорогостоящие объекты в постолимпийский период, не придут ли в негодность, не будут ли разукомплектованы?
В Казани практически все построенное к Универсиаде продолжает приносить пользу и после окончания праздника спорта. Наибольший импульс Универсиада придала транспортному развитию столицы Татарстана.
Этот город теперь стали часто называть третьей столицей России. Нижний Новгород, как мы помним, в свое время тоже так называли. Но недоинвестированность не позволила удержать высокий титул. Теперь основание претендовать на что-то подобное есть у Казани. Хотя, разумеется, третьих столиц, как и пресловутой «осетрины второй свежести», не бывает.
Исторически Россия опирается на союз народов, а вторые по численности после русских у нас татары. Именно в Казань планируется прокладка второй после Санкт-Петербурга высокоскоростной железной дороги. Несмотря на то, что по числу жителей Казань занимает восьмое место в стране, значимые события ее не обходят. Вспомним хотя бы пышно отмеченное в 2005 году тысячелетие города. Злые языки утверждали, что для этого события нет никаких исторических оснований. Так это или нет, нам неизвестно, но итогом этого проекта стали крупнейшие события в жизни республики: открытие метрополитена, первой очереди моста Миллениум, нового ипподрома, Татнефть-арены, Парка Тысячелетия, филиала Государственного Эрмитажа, реконструкция многих улиц и площадей. Согласитесь, все это способно вывести крупный город на новые стандарты жизни и работы, а потому безусловно прогрессивно вне зависимости от исторических истин.
И вот минувшим летом прошла Универсиада. При подготовке к ней в Казани всерьез озаботились развитием транспорта — городского, пригородного, дальнего.
— В Казани в рамках подготовки к Универсиаде построены и введены в эксплуатацию 64 объекта транспортной инфраструктуры, на эти цели направлены 83,4 млрд руб., в том числе 12 — из федерального бюджета, — сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ринат Сафин.
Кстати, именно в такую сумму, включая пропорции в отношении федерального бюджета, в свое время обошлось празднование тысячелетия города. Но тогда эти средства были распределены по всем статьям расхода, сейчас же они потрачены только на транспорт.
Сегодня все это осталось городу на память об Универсиаде. Появились второй железнодорожный вокзал, автовокзал, линии аэроэкспресса и скоростного трамвая, множество километров городских дорог, авторазвязки.
Приезжий поначалу чувствует себя здесь неуверенно. Большой город — значит, должны быть большие «пробки». А тут их теперь не стало! Даже в пиковое время автотранспорт движется быстро, уверенно. Перечислить все, что дало этот эффект, трудно. Но взглянем на примеры. Ягодная Слобода — район, отделенный от центра рекой Казанкой. Здесь снесли кварталы ветхих домов, узеньких улиц. И на их месте теперь — две широкие пересекающиеся магистрали к центру и вокзалам. Та, которая к центру, ведет в сторону Ленинской дамбы и моста через Казанку. Уже в начале века здесь развился транспортный тромбоз. Сейчас дамба расширена вдвое, на параллельный мост перенесен трамвай. Задержек в движении нет. Широкие магистрали с развязками пролегли в новые юго-восточные жилые районы Горки, Солнечный Город. Продуманы развязки и на магистралях в северную часть города, по мосту Миллениум, в район Ново-Савиново.
За десятилетие в полтора раза выросло число троллейбусных линий. Трамвай убран со многих улиц центра, в итоге втрое сократилось число его маршрутов. Казанцев тревожила дальнейшая судьба этого вида транспорта, но сейчас для беспокойства нет оснований. Линии многократно удлинились, пролегли по важнейшим новым магистралям, имеют минимум пересечений с автомобильными дорогами. Раньше трамвай мучительно полз по центру города, стоял в «пробках» вместе с автомобилями, теперь просто мчится.
Полностью пересмотрена схема автобусных маршрутов: все работает по четким графикам и единым правилам, а не как в соседних крупных городах, где с девяностых годов орудуют частники, не признающие ни льгот, ни единых проездных и этим фактически разоряют муниципальный транспорт. Такие решения может принимать только крепкая, надежно чувствующая себя городская власть.
В 2005 году открылись первые пять станций казанского метро. С тех пор линия удлинялась трижды. В День Победы 2013 года открылись сразу три станции. Линия с десятью станциями пересекла город с северо-запада на юго-восток. В пиковые часы поезда переполнены. Но это всех только радует: люди вспоминают, сколько времени и сил уходило на поездки в автобусе или троллейбусе. Первая линия удлинится еще на одну станцию. А тем временем проектируют вторую — в северную часть города. Ожидается, что в 2018 году по ней поедут пассажиры. Дата неслучайна: в Казани будут проходить игры Чемпионата мира по футболу.
Высокую оценку эксперты дали развитию в Казани железнодорожной инфраструктуры. За время спортивного праздника не произошло ни одного сбоя в работе железнодорожного комплекса.
Работа над объектами железной дороги для обслуживания Универсиады началась еще в 2010 году. В августе 2012 года на грузовом обходе в северной части города был открыт вокзал Казань-2. Это транспортно-­пересадочный узел, где объединены поезда пригородного и дальнего следования, междугородные автобусы, городской транспорт, к которому весной 2013 года прибавилось и метро. Вокзал общей площадью около восьми тысяч квадратных метров отвечает всем современным требованиям безопасности и комфорта. От автостанции отправляются рейсы в разные концы республики, и пассажирам не надо ехать с вещами через весь город на центральный автовокзал, чтобы сделать пересадку.
На станции реконструировано путевое хозяйство. Платформы оборудованы навесами, выложены брусчаткой, есть тоннель. Сейчас через Казань-2 идет 12 пар транзитных пассажирских поездов дальнего следования и семь пар пригородных поездов. В среднем в сутки с вокзала отправляется три тысячи пассажиров. Спроектирован узел с учетом приема высокоскоростных поездов маршрута Москва— Казань — Екатеринбург.
Этот проект в республике считают одним из наиболее приоритетных. Полагают, что он решит сразу несколько важнейших проблем социально-экономического характера, то есть инициирует рост деловой активности в широком комплексе отраслей и развитие секторов экономики: туризма, торговли, транспорта, строительства, финансовой сферы, повышая доходы и уровень жизни населения. От строительства ВСМ ждут мультипликативного эффекта для экономики в целом: появления новых рабочих мест, решения проблемы трудовой миграции, снижения себестоимости железнодорожных перевозок за счет разделения маршрутов грузовых и пассажирских перевозок, импульса развитию смежных отраслей. Даже повышения рождаемости. Из Казани в Москву по высокоскоростной магистрали можно будет добраться за 3,5 часа. Время в пути между соседними центрами регионов — Владимиром, Нижним Новгородом, Чебоксарами, Казанью — составит около часа. А на втором этапе ВСМ планируется участок Казань— Екатеринбург, который пройдет, предположительно, через Елабугу.
Благодаря появлению нового вокзала удалось разгрузить в центре города старый, который стал называться Казань-1. А водовод и система заправки поездов водой, построенные на станции Агрыз, позволили убрать такую технологическую операцию с этого вокзала.
Казань-1 также реконструирована к Универсиаде. Вокзал получил надземный крытый переход ко всем платформам. Общая единовременная вместимость вокзала составляет 1106 пассажиров, из них 846 — дальнего следования.
В перспективе вокзалы Казань-1 и Казань-2 будут связаны не только традиционными трамваем и автобусом, но и внутригородским кольцевым электропоездом.
— Этот проект у нас называют «Наземное метро», — рассказывает заместитель главного инженера магистрали по Казанскому территориальному управлению Сергей Якушев. — Линии железной дороги в столице Татарстана расположены так, что с помощью соединительных путей откроется возможность создать городское кольцо для электрички и из препятствия для городского транспорта превратить железную дорогу собственно в этот транспорт.
От Казани-1 впервые с 22 мая начали отправляться аэроэкспрессы. Реконструирована и существовавшая с 80‑х годов 20‑километровая линия от станции Вахитово к аэропорту. Еще недавно по ней только доставляли топливо для самолетов и заводили вагоны на подъездные пути предприятий, скорости не превышали 15 км / час. Сейчас здесь новый электрифицированный путь, построена тяговая подстанция, установлена самая современная блокировка, появились два путепровода вместо переездов. Общая протяженность маршрута 26,5 км. Поезд, развивая скорость до 140 км / час, дает возможность из центра города добраться до аэропорта за 20 минут.
В аэропорту рядом с терминалом аэровокзала построена на эстакаде новая конечная станция линии с павильоном на 200 пассажиров, залом ожидания, служебными и техническими помещениями.
На линию вышли новые пятивагонные электропоезда Desiro-Rus «Ласточка» компании Siemens, рассчитанные на 443 пассажира. Вагоны имеют прислонно-сдвижные двери, кондиционеры, биотуалеты, мягкие кресла, информационное табло с указанием времени, маршрута, следующей остановки, скорости движения, температуры салона и наружного воздуха, занятости туалетов. Составы потребляют почти на треть меньше энергии по сравнению с обычными электропоездами. Интервал движения — 1 час. Стоимость проезда в вагоне стандартного класса — 200 рублей, в бизнес-классе — 400. Время хода поезда с остановками — полчаса. Организованы и новые остановочные пункты: Комбинат, Юбилейная, Березовая Роща и Столбище.
На станциях и остановочных пунктах Казанского узла были построены или реконструированы 18 платформ, а на станции Компрессорный сооружен подземный переход.
— Общий объем инвестиций 2010‑2013 годов на реализацию программы развития и обновления инфраструктуры Горьковской железной дороги для транспортного обеспечения Универсиады-2013 года в городе Казани составил 26,1 млрд руб., в том числе на обновление подвижного состава 11,9 млрд руб., на организацию интермодальных пассажирских перевозок от железнодорожной станции Казань до международного аэропорта Казань — 10,6 млрд руб., на развитие железнодорожной инфраструктуры — 2,4 млрд руб., на обновление основных фондов отраслевых хозяйств — 1,2 млрд руб., — говорит заместитель начальника Горьковской железной дороги по Казанскому территориальному управлению Александр Черемнов.
Продолжается реализация еще одного масштабного проекта. Мультимодальный логистический комплекс рядом со станцией Свияжск создается на федеральные и региональные средства, а ОАО «РЖД» как участник проекта заложило в него свои техусловия. Это будет первый в России логистический центр с участием не только автомобильного и железнодорожного, но и речного транспорта. Ведь рядом со станцией берег Волги и автомагистраль М-7 Москва—Казань—Уфа. В Свияжск предполагается переместить не только грузовые терминалы, но и целые предприятия, которые пока что находятся почти в центре Казани и создают неудобства для дальнейшего развития города. Строительство железнодорожного хозяйства уже идет. Это пост ЭЦ, около пяти километров путей, стрелочные переводы, новые рабочие места для путейцев, движенцев. Ожидается, что в постоянной работе будут дополнительные маневровые тепловозы. В Свияжске планируется создать условия появления большого количества груза для железной дороги. Прогнозируется на первом этапе 3 млн т в год. Полностью комплекс будет развернут в 2015 году.
В международном аэропорту «Казань» построены к Универсиаде новые пассажирский терминал и ВПП, реконструированы старый терминал и пассажирский перрон.
— У нас появился новый аэропортовый комплекс, — сказал, открывая новые объекты, президент Татарстана Рустам Минниханов. — Пассажиропоток в аэропорту уже перевалил за 1,5 млн человек в год, а мощности у нас уже есть на 2,4‑2,5 млн.
Работы на плоскостных сооружениях аэропорта шли с 2011 года и финансировались по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010‑2020 годы)». Общая их стоимость составила 4,5 млрд руб. Старая взлетно-посадочная полоса, не использовавшаяся в последние годы, была удлинена до 3750 м и расширена до 60 м. А та полоса, которая была рабочей, стала служить рулежной дорожкой. Ее появление значительно увеличило пропускную способность полосы. На основании прогноза роста интенсивности пассажиропотока до 2030 года значительно расширен пассажирский перрон, его площадь сейчас достигает 164 тыс. кв. м. Также были реконструированы соединительные рулежные дорожки, построены очистные сооружения, дренажная сеть, заменены средства посадки, управления воздушным движением и светосигнальное оборудование.
— Модернизированный аэропорт соответствует самым современным требованиям и может принимать все воздушные суда, — подчеркнул, открывая взлетно-посадочную полосу, заместитель руководителя Росавиации Константин Махов.
Есть и перспективный план развития аэропорта. Он предусматривает строительство еще двух терминалов, что при необходимости позволит довести пропускную способность до 5‑6 млн пассажиров в год.
В дни проведения Универсиады аэропорт Казани обслужил более 132 тыс. пассажиров, что на 40 % превышает прошлогодний показатель. Было выполнено 2000 вылетов — в 1,6 раза больше, чем за тот же период 2012 года. Абсолютный суточный максимум был зафиксирован 6 июля, в день открытия Универсиады: 8210 пассажиров, 123 вылета.
— Эти показатели демонстрируют готовность аэропорта справляться с максимальной нагрузкой. Универсиада дала нам бесценный опыт по организации международного массового события такого масштаба. Слаженная работа всех служб позволила отправлять рейсы без задержек даже в самые загруженные дни, — говорит генеральный директор международного аэропорта «Казань» Алексей Старостин. — В дни массового отъезда гостей и спортсменов была организована регистрация пассажиров в Деревне Универсиады. Там они получали посадочные талоны и сдавали багаж. В аэропорту проходили только предполетный досмотр. Так прошли регистрацию 400 спортсменов, и это позволило им прибыть в аэропорт налегке и быстро пройти на посадку.
По заявлениям минтранса республики, в авиаперевозках основной акцент будет делаться на дальнейшем развитии региональных перевозок. Несколько таких линий из Казани и Нижнекамска были открыты с апреля. К августу аэропорты республики отправили около 25 тыс. пассажиров. Из бюджета Татарстана в рамках проекта развития региональных авиаперевозок была предоставлена субсидия 16 млн руб.
Впрочем, если взглянуть на эти перевозки непредвзято, станет ясно: для большинства рядовых пассажиров ничего не изменилось. Авиация была настоящим народным транспортом в советское время, когда цена билетов была по карману большинству людей. Сегодня же авиация стала роскошью. Так что, если быть честными, надо признать, что субсидируются все-таки полеты чиновников и людей из большого бизнеса.
Речной транспорт перестал играть в Поволжье серьезную роль в пассажирских перевозках. Однако казанские речники тоже ожидали гостей Универсиады, и многие из них отправились в прогулочные поездки. К их встрече были облицованы гранитом пассажирские причалы, заново благоустроена территория около речного вокзала. Там были установлены новые светильники, высажены декоративные кустарники и цветы. На эти цели из бюджета Татарстана выделено более 19 млн руб. Для более серьезного результата требуются вложения иного порядка. Реки в Татарстане большие: Волга, Кама, Вятка. По ним могли бы идти интенсивные пассажирские и грузовые перевозки. Но проблемы водного транспорта в республике — общероссийские. Это техническое состояние водных путей и гидротехнических сооружений, флота. Нет по-настоящему современных судов, зато много физически и морально устаревших, как печально знаменитая «Булгария».
В татарском городе Зеленодольске работает завод им. Горького, готовый строить современные комфортабельные речные суда. Однако из-за их высокой стоимости флот не обновляется. Минтранс Татарстана высказался минувшим летом за разработку программы возрождения региональных речных перевозок в Приволжском федеральном округе, аналогичной проекту развития региональных авиаперевозок. Эта программа, охватив наиболее популярные водные маршруты, разгрузила бы автодороги, придала бы импульс развитию туризма выходного дня. Но регион не сможет запустить этот проект без федеральной поддержки. Необходимо разработать механизм софинансирования приобретения новых судов из федерального и республиканского бюджета, шире использовать лизинговые механизмы с гибкими условиями погашения платежей.
Думают в республике и о новом облике городского транспорта. В Татарстане в 2013 году при поддержке ОАО «Газпром» принята государственная программа развития рынка газомоторного топлива, рассчитанная на десятилетие. На газ планируется перевести половину автобусов, 30 % коммунальной и строительной техники. Анализ эксплуатации автобусов, работающих на газомоторном топливе, показал, что это эффективное решение.
Общественный транспорт планируется обновлять экологичным подвижным составом. В Деревне Универсиады использовались электромобили. Они показали себя экономичными, надежными, бесшумными. Однако пока переходить на них всерьез, считают в Татарстане, рановато. Станций зарядки аккумуляторов нет, а их строительство — дело дорогое.
К приему ЧМ-2018 правительство Татарстана подготовило программу модернизации улично-дорожной сети города. В нее включены 18 объектов транспортной инфраструктуры. Перечень формировался исходя из расположения главного стадиона проведения игр «Казань Арена», тренировочных баз, отелей. Реализация программы позволит обеспечить требования ФИФА ко времени доставки участников и гостей и равномерно распределить в городе транспортные потоки.
И снова Казань не дает забыть о себе, снова в Казани ждут поддержки со стороны федерального центра.
О, СпорТ!
ТЫ — трансПОРТ
Огромные траты государства на спортивные события не могут не вызывать беспокойства у мыслящей части населения. Под сомнением, в частности, эффективность вложений в Сочи. Нужны ли будут дорогостоящие объекты в постолимпийский период, не придут ли в негодность, не будут ли разукомплектованы?
Казани практически все построенное к Универсиаде продолжает приносить пользу и после окончания праздника спорта. Наибольший импульс Универсиада придала транспортному развитию столицы Татарстана.
Этот город теперь стали часто называть третьей столицей России. Нижний Новгород, как мы помним, в свое время тоже так называли. Но недоинвестированность не позволила удержать высокий титул. Теперь основание претендовать на что-то подобное есть у Казани. Хотя, разумеется, третьих столиц, как и пресловутой «осетрины второй свежести», не бывает.
Исторически Россия опирается на союз народов, а вторые по численности после русских у нас татары. Именно в Казань планируется прокладка второй после Санкт-Петербурга высокоскоростной железной дороги. Несмотря на то, что по числу жителей Казань занимает восьмое место в стране, значимые события ее не обходят. Вспомним хотя бы пышно отмеченное в 2005 году тысячелетие города. Злые языки утверждали, что для этого события нет никаких исторических оснований. Так это или нет, нам неизвестно, но итогом этого проекта стали крупнейшие события в жизни республики: открытие метрополитена, первой очереди моста Миллениум, нового ипподрома, Татнефть-арены, Парка Тысячелетия, филиала Государственного Эрмитажа, реконструкция многих улиц и площадей. Согласитесь, все это способно вывести крупный город на новые стандарты жизни и работы, а потому безусловно прогрессивно вне зависимости от исторических истин.
И вот минувшим летом прошла Универсиада. При подготовке к ней в Казани всерьез озаботились развитием транспорта — городского, пригородного, дальнего.
— В Казани в рамках подготовки к Универсиаде построены и введены в эксплуатацию 64 объекта транспортной инфраструктуры, на эти цели направлены 83,4 млрд руб., в том числе 12 — из федерального бюджета, — сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ринат Сафин.
Кстати, именно в такую сумму, включая пропорции в отношении федерального бюджета, в свое время обошлось празднование тысячелетия города. Но тогда эти средства были распределены по всем статьям расхода, сейчас же они потрачены только на транспорт.
Сегодня все это осталось городу на память об Универсиаде. Появились второй железнодорожный вокзал, автовокзал, линии аэроэкспресса и скоростного трамвая, множество километров городских дорог, авторазвязки.
Приезжий поначалу чувствует себя здесь неуверенно. Большой город — значит, должны быть большие «пробки». А тут их теперь не стало! Даже в пиковое время автотранспорт движется быстро, уверенно. Перечислить все, что дало этот эффект, трудно. Но взглянем на примеры. Ягодная Слобода — район, отделенный от центра рекой Казанкой. Здесь снесли кварталы ветхих домов, узеньких улиц. И на их месте теперь — две широкие пересекающиеся магистрали к центру и вокзалам. Та, которая к центру, ведет в сторону Ленинской дамбы и моста через Казанку. Уже в начале века здесь развился транспортный тромбоз. Сейчас дамба расширена вдвое, на параллельный мост перенесен трамвай. Задержек в движении нет. Широкие магистрали с развязками пролегли в новые юго-восточные жилые районы Горки, Солнечный Город. Продуманы развязки и на магистралях в северную часть города, по мосту Миллениум, в район Ново-Савиново.
За десятилетие в полтора раза выросло число троллейбусных линий. Трамвай убран со многих улиц центра, в итоге втрое сократилось число его маршрутов. Казанцев тревожила дальнейшая судьба этого вида транспорта, но сейчас для беспокойства нет оснований. Линии многократно удлинились, пролегли по важнейшим новым магистралям, имеют минимум пересечений с автомобильными дорогами. Раньше трамвай мучительно полз по центру города, стоял в «пробках» вместе с автомобилями, теперь просто мчится.
Полностью пересмотрена схема автобусных маршрутов: все работает по четким графикам и единым правилам, а не как в соседних крупных городах, где с девяностых годов орудуют частники, не признающие ни льгот, ни единых проездных и этим фактически разоряют муниципальный транспорт. Такие решения может принимать только крепкая, надежно чувствующая себя городская власть.
В 2005 году открылись первые пять станций казанского метро. С тех пор линия удлинялась трижды. В День Победы 2013 года открылись сразу три станции. Линия с десятью станциями пересекла город с северо-запада на юго-восток. В пиковые часы поезда переполнены. Но это всех только радует: люди вспоминают, сколько времени и сил уходило на поездки в автобусе или троллейбусе. Первая линия удлинится еще на одну станцию. А тем временем проектируют вторую — в северную часть города. Ожидается, что в 2018 году по ней поедут пассажиры. Дата неслучайна: в Казани будут проходить игры Чемпионата мира по футболу.
Высокую оценку эксперты дали развитию в Казани железнодорожной инфраструктуры. За время спортивного праздника не произошло ни одного сбоя в работе железнодорожного комплекса.
Работа над объектами железной дороги для обслуживания Универсиады началась еще в 2010 году. В августе 2012 года на грузовом обходе в северной части города был открыт вокзал Казань-2. Это транспортно-­пересадочный узел, где объединены поезда пригородного и дальнего следования, междугородные автобусы, городской транспорт, к которому весной 2013 года прибавилось и метро. Вокзал общей площадью около восьми тысяч квадратных метров отвечает всем современным требованиям безопасности и комфорта. От автостанции отправляются рейсы в разные концы республики, и пассажирам не надо ехать с вещами через весь город на центральный автовокзал, чтобы сделать пересадку.
На станции реконструировано путевое хозяйство. Платформы оборудованы навесами, выложены брусчаткой, есть тоннель. Сейчас через Казань-2 идет 12 пар транзитных пассажирских поездов дальнего следования и семь пар пригородных поездов. В среднем в сутки с вокзала отправляется три тысячи пассажиров. Спроектирован узел с учетом приема высокоскоростных поездов маршрута Москва— Казань — Екатеринбург.
Этот проект в республике считают одним из наиболее приоритетных. Полагают, что он решит сразу несколько важнейших проблем социально-экономического характера, то есть инициирует рост деловой активности в широком комплексе отраслей и развитие секторов экономики: туризма, торговли, транспорта, строительства, финансовой сферы, повышая доходы и уровень жизни населения. От строительства ВСМ ждут мультипликативного эффекта для экономики в целом: появления новых рабочих мест, решения проблемы трудовой миграции, снижения себестоимости железнодорожных перевозок за счет разделения маршрутов грузовых и пассажирских перевозок, импульса развитию смежных отраслей. Даже повышения рождаемости. Из Казани в Москву по высокоскоростной магистрали можно будет добраться за 3,5 часа. Время в пути между соседними центрами регионов — Владимиром, Нижним Новгородом, Чебоксарами, Казанью — составит около часа. А на втором этапе ВСМ планируется участок Казань— Екатеринбург, который пройдет, предположительно, через Елабугу.
Благодаря появлению нового вокзала удалось разгрузить в центре города старый, который стал называться Казань-1. А водовод и система заправки поездов водой, построенные на станции Агрыз, позволили убрать такую технологическую операцию с этого вокзала.
Казань-1 также реконструирована к Универсиаде. Вокзал получил надземный крытый переход ко всем платформам. Общая единовременная вместимость вокзала составляет 1106 пассажиров, из них 846 — дальнего следования.
В перспективе вокзалы Казань-1 и Казань-2 будут связаны не только традиционными трамваем и автобусом, но и внутригородским кольцевым электропоездом.
— Этот проект у нас называют «Наземное метро», — рассказывает заместитель главного инженера магистрали по Казанскому территориальному управлению Сергей Якушев. — Линии железной дороги в столице Татарстана расположены так, что с помощью соединительных путей откроется возможность создать городское кольцо для электрички и из препятствия для городского транспорта превратить железную дорогу собственно в этот транспорт.
От Казани-1 впервые с 22 мая начали отправляться аэроэкспрессы. Реконструирована и существовавшая с 80‑х годов 20‑километровая линия от станции Вахитово к аэропорту. Еще недавно по ней только доставляли топливо для самолетов и заводили вагоны на подъездные пути предприятий, скорости не превышали 15 км / час. Сейчас здесь новый электрифицированный путь, построена тяговая подстанция, установлена самая современная блокировка, появились два путепровода вместо переездов. Общая протяженность маршрута 26,5 км. Поезд, развивая скорость до 140 км / час, дает возможность из центра города добраться до аэропорта за 20 минут.
В аэропорту рядом с терминалом аэровокзала построена на эстакаде новая конечная станция линии с павильоном на 200 пассажиров, залом ожидания, служебными и техническими помещениями.
На линию вышли новые пятивагонные электропоезда Desiro-Rus «Ласточка» компании Siemens, рассчитанные на 443 пассажира. Вагоны имеют прислонно-сдвижные двери, кондиционеры, биотуалеты, мягкие кресла, информационное табло с указанием времени, маршрута, следующей остановки, скорости движения, температуры салона и наружного воздуха, занятости туалетов. Составы потребляют почти на треть меньше энергии по сравнению с обычными электропоездами. Интервал движения — 1 час. Стоимость проезда в вагоне стандартного класса — 200 рублей, в бизнес-классе — 400. Время хода поезда с остановками — полчаса. Организованы и новые остановочные пункты: Комбинат, Юбилейная, Березовая Роща и Столбище.
На станциях и остановочных пунктах Казанского узла были построены или реконструированы 18 платформ, а на станции Компрессорный сооружен подземный переход.
— Общий объем инвестиций 2010‑2013 годов на реализацию программы развития и обновления инфраструктуры Горьковской железной дороги для транспортного обеспечения Универсиады-2013 года в городе Казани составил 26,1 млрд руб., в том числе на обновление подвижного состава 11,9 млрд руб., на организацию интермодальных пассажирских перевозок от железнодорожной станции Казань до международного аэропорта Казань — 10,6 млрд руб., на развитие железнодорожной инфраструктуры — 2,4 млрд руб., на обновление основных фондов отраслевых хозяйств — 1,2 млрд руб., — говорит заместитель начальника Горьковской железной дороги по Казанскому территориальному управлению Александр Черемнов.
Продолжается реализация еще одного масштабного проекта. Мультимодальный логистический комплекс рядом со станцией Свияжск создается на федеральные и региональные средства, а ОАО «РЖД» как участник проекта заложило в него свои техусловия. Это будет первый в России логистический центр с участием не только автомобильного и железнодорожного, но и речного транспорта. Ведь рядом со станцией берег Волги и автомагистраль М-7 Москва—Казань—Уфа. В Свияжск предполагается переместить не только грузовые терминалы, но и целые предприятия, которые пока что находятся почти в центре Казани и создают неудобства для дальнейшего развития города. Строительство железнодорожного хозяйства уже идет. Это пост ЭЦ, около пяти километров путей, стрелочные переводы, новые рабочие места для путейцев, движенцев. Ожидается, что в постоянной работе будут дополнительные маневровые тепловозы. В Свияжске планируется создать условия появления большого количества груза для железной дороги. Прогнозируется на первом этапе 3 млн т в год. Полностью комплекс будет развернут в 2015 году.
В международном аэропорту «Казань» построены к Универсиаде новые пассажирский терминал и ВПП, реконструированы старый терминал и пассажирский перрон.
— У нас появился новый аэропортовый комплекс, — сказал, открывая новые объекты, президент Татарстана Рустам Минниханов. — Пассажиропоток в аэропорту уже перевалил за 1,5 млн человек в год, а мощности у нас уже есть на 2,4‑2,5 млн.
Работы на плоскостных сооружениях аэропорта шли с 2011 года и финансировались по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010‑2020 годы)». Общая их стоимость составила 4,5 млрд руб. Старая взлетно-посадочная полоса, не использовавшаяся в последние годы, была удлинена до 3750 м и расширена до 60 м. А та полоса, которая была рабочей, стала служить рулежной дорожкой. Ее появление значительно увеличило пропускную способность полосы. На основании прогноза роста интенсивности пассажиропотока до 2030 года значительно расширен пассажирский перрон, его площадь сейчас достигает 164 тыс. кв. м. Также были реконструированы соединительные рулежные дорожки, построены очистные сооружения, дренажная сеть, заменены средства посадки, управления воздушным движением и светосигнальное оборудование.
— Модернизированный аэропорт соответствует самым современным требованиям и может принимать все воздушные суда, — подчеркнул, открывая взлетно-посадочную полосу, заместитель руководителя Росавиации Константин Махов.
Есть и перспективный план развития аэропорта. Он предусматривает строительство еще двух терминалов, что при необходимости позволит довести пропускную способность до 5‑6 млн пассажиров в год.
В дни проведения Универсиады аэропорт Казани обслужил более 132 тыс. пассажиров, что на 40 % превышает прошлогодний показатель. Было выполнено 2000 вылетов — в 1,6 раза больше, чем за тот же период 2012 года. Абсолютный суточный максимум был зафиксирован 6 июля, в день открытия Универсиады: 8210 пассажиров, 123 вылета.
— Эти показатели демонстрируют готовность аэропорта справляться с максимальной нагрузкой. Универсиада дала нам бесценный опыт по организации международного массового события такого масштаба. Слаженная работа всех служб позволила отправлять рейсы без задержек даже в самые загруженные дни, — говорит генеральный директор международного аэропорта «Казань» Алексей Старостин. — В дни массового отъезда гостей и спортсменов была организована регистрация пассажиров в Деревне Универсиады. Там они получали посадочные талоны и сдавали багаж. В аэропорту проходили только предполетный досмотр. Так прошли регистрацию 400 спортсменов, и это позволило им прибыть в аэропорт налегке и быстро пройти на посадку.
По заявлениям минтранса республики, в авиаперевозках основной акцент будет делаться на дальнейшем развитии региональных перевозок. Несколько таких линий из Казани и Нижнекамска были открыты с апреля. К августу аэропорты республики отправили около 25 тыс. пассажиров. Из бюджета Татарстана в рамках проекта развития региональных авиаперевозок была предоставлена субсидия 16 млн руб.
Впрочем, если взглянуть на эти перевозки непредвзято, станет ясно: для большинства рядовых пассажиров ничего не изменилось. Авиация была настоящим народным транспортом в советское время, когда цена билетов была по карману большинству людей. Сегодня же авиация стала роскошью. Так что, если быть честными, надо признать, что субсидируются все-таки полеты чиновников и людей из большого бизнеса.
Речной транспорт перестал играть в Поволжье серьезную роль в пассажирских перевозках. Однако казанские речники тоже ожидали гостей Универсиады, и многие из них отправились в прогулочные поездки. К их встрече были облицованы гранитом пассажирские причалы, заново благоустроена территория около речного вокзала. Там были установлены новые светильники, высажены декоративные кустарники и цветы. На эти цели из бюджета Татарстана выделено более 19 млн руб. Для более серьезного результата требуются вложения иного порядка. Реки в Татарстане большие: Волга, Кама, Вятка. По ним могли бы идти интенсивные пассажирские и грузовые перевозки. Но проблемы водного транспорта в республике — общероссийские. Это техническое состояние водных путей и гидротехнических сооружений, флота. Нет по-настоящему современных судов, зато много физически и морально устаревших, как печально знаменитая «Булгария».
В татарском городе Зеленодольске работает завод им. Горького, готовый строить современные комфортабельные речные суда. Однако из-за их высокой стоимости флот не обновляется. Минтранс Татарстана высказался минувшим летом за разработку программы возрождения региональных речных перевозок в Приволжском федеральном округе, аналогичной проекту развития региональных авиаперевозок. Эта программа, охватив наиболее популярные водные маршруты, разгрузила бы автодороги, придала бы импульс развитию туризма выходного дня. Но регион не сможет запустить этот проект без федеральной поддержки. Необходимо разработать механизм софинансирования приобретения новых судов из федерального и республиканского бюджета, шире использовать лизинговые механизмы с гибкими условиями погашения платежей.
Думают в республике и о новом облике городского транспорта. В Татарстане в 2013 году при поддержке ОАО «Газпром» принята государственная программа развития рынка газомоторного топлива, рассчитанная на десятилетие. На газ планируется перевести половину автобусов, 30 % коммунальной и строительной техники. Анализ эксплуатации автобусов, работающих на газомоторном топливе, показал, что это эффективное решение.
Общественный транспорт планируется обновлять экологичным подвижным составом. В Деревне Универсиады использовались электромобили. Они показали себя экономичными, надежными, бесшумными. Однако пока переходить на них всерьез, считают в Татарстане, рановато. Станций зарядки аккумуляторов нет, а их строительство — дело дорогое.
К приему ЧМ-2018 правительство Татарстана подготовило программу модернизации улично-дорожной сети города. В нее включены 18 объектов транспортной инфраструктуры. Перечень формировался исходя из расположения главного стадиона проведения игр «Казань Арена», тренировочных баз, отелей. Реализация программы позволит обеспечить требования ФИФА ко времени доставки участников и гостей и равномерно распределить в городе транспортные потоки.
И снова Казань не дает забыть о себе, снова в Казани ждут поддержки со стороны федерального центра.


Николай МОРОХИН