Дата публикации: 11.04.2021

Охраняй меня по-французски

8bd108ae

Охраняй меня по-французскиВ 2010 году в МВД России с визитом побывали представители службы безопасности Национального общества французских железных дорог. С ответным визитом выступили в апреле 2012 года представители Главного управления на транспорте МВД России заместитель начальника генерал-майор полиции Александр Бревнов и заместитель начальника управления обеспечения охраны общественного порядка подполковник полиции Андрей ­Чеботарев. «Французские коллеги организовали посещение крупных транспортных узлов, ознакомили нас с деятельностью полиции, жандармерии и их взаимодействием с другими субъектами транспортной безопасности. То, что удалось увидеть и изучить на месте, говорит об определенном сходстве в алгоритмах действий с российской транспортной полицией, но есть и различия», — отметил А. Бревнов.
Деятельность Национальной полиции на территории Франции организуется по зональному принципу: вся страна поделена на 7 зон. Кроме этого, присутствуют два объекта особого внимания — парижские аэропорты «Руа си Шарль де Голль» и «Орли» — и 4 направления работы за границей на иностранных французских территориях.
На объектах воздушного транспорта функции обеспечения общественного порядка, миграционного, паспортного контроля, сбора разведывательной информации, защиты пассажиров и их имущества возложены на Пограничную полицию (PAF). Всего в PAF работает 1600 сотрудников, из них 900 — в отделе по миграции и паспортному контролю, 300 — в отделе расследования. Все сотрудники полиции проходят специальное обучение и подготовку в учебном Центре Пограничной полиции. Среди изучаемых дисциплин: административное право, установление подлинности документов, основы безопасности IСAO, английский язык.
В Париже и пригородах осуществляет свою деятельность Центральное управление пограничной полиции. Оно обеспечивает анализ и обработку данных по передвижению транспорта и лиц, решает оперативные задачи, связанные с внезапно возникающими угрозами, взаимодействует с Министерством по миграции, службой технической безопасности Министерства экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства и другими службами, отвечающими за государственную безопасность. Структура управления представлена 45-ю филиалами в департаментах Франции, в них входят 7 бригад железнодорожного обеспечения, 10 бригад авиаполиции, 15 административных центров содержания под стражей, 44 мобильные бригады расследования, 10 центров таможенного сотрудничества.
При посещении Центрального управления французскими коллегами было продемонстрировано осуществление контроля за пассажирами до регистрации и в период проведения предполетного досмотра посредством видеонаблюдения и выставления постов полиции. Например, в аэропорту «Шарль де Голль» видеонаблюдение осуществляется с 4 тысяч камер и анализируется Ситуационным центром, который обслуживается и финансируется субъектом транспортной инфраструктуры.
Жандармерия на воздушном транспорте имеет численность личного состава более 2000 человек. Основная ее задача — обеспечение безопасности аэропортов, воздушных судов и стыковочных узлов, защита от актов незаконного вмешательства в работу объектов авиатранспорта, актов терроризма. Сотрудники жандармерии занимаются расследованием случаев нарушений авиационных правил, контролируют персонал, работающий в закрытой аэро­портовой зоне (контроль багажа, грузов, питания и наземного обслуживания). Также на подразделения воздушной жандармерии возложено расследование катастроф воздушных судов национальных авиакомпаний во Франции и за рубежом.
Об уровне профессиональной подготовки и престижности службы в подразделениях жандармерии говорит тот факт, что туда принимаются сотрудники полиции и других правоохранительных подразделений со стажем работы более 5 лет. Подготовка кадров и обучение проводится в специализированных центрах подготовки по программам IСAO с последующей специализацией по направлениям: криминология, пресечение незаконного оборота наркотиков, экология, кинология и террористические угрозы, в том числе летная подготовка, расследование летных происшествий.
Также имеются подразделения морской (береговой) жандармерии, которые реализуют задачи как по линии военно-морского руководства, так и МВД. В сферу функций морской жандармерии входят вопросы национальной обороны, обеспечение безопасности и охраны военных объектов и учреждений ВМФ, контроль за деятельностью охранных структур по внутриобъектовому и пропускному режиму в портах и на объектах их инфраструктуры, контроль за использованием маломерных судов, рыболовством, обеспечение безопасности морских перевозок, противодействие пиратству, сбор разведывательных данных, борьба с преступлениями в пределах своей компетенции (нелегальная миграция, наркотрафик, торговля людьми, подделка документов, незаконный вылов морепродуктов), расследование происшествий, патрулирование акватории, охрана экологии окружающей среды (проведение мониторинга воды и окружающей среды), оказание необходимой помощи людям, находящимся в опасности.
В штате морской жандармерии насчитывается 1115 человек, распределенных на 3 отдела расследования и 3 розыскные бригады. В структуру морской жандармерии входят Центр профессиональной подготовки, отдел уголовных расследований и рота морской жандармерии с территорией обслуживания: пролив Ла-Манш и 25-километровая береговая линия Атлантического побережья и Северного моря.
В ходе рабочей встречи А. Бревнова и А. Чеботарёва с руководителями жандармерии на морском транспорте в городе Гавр была продемонстрирована работа взвода морского и портового контроля, боевых пловцов. Заместитель начальника ГУТ МВД России рассказал: «Нам представилось возможным выйти на корабле береговой охраны «Эстерон» в акваторию торгового порта и посмотреть на слаженные действия спецподразделения в ходе антитеррористических учений по освобождению заложников, досмотра судна на предмет поисков оружия и наркотиков».
Примечательно, что используемые виды плавсредств были сконструированы специально по заявке морской жандармерии. Всего на вооружении жандармерии стоят 5 патрульных кораблей типа «Эстерон» и 24 катера. Весь внушительный комплекс материально-технического обеспечения, включая топливо и средства связи предоставляется Министерством экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства, МВД, а также субъектом транспортной инфраструктуры (администрацией порта). Представители российского транспортного главка поделились впечатлениями: «Эти подразделения хорошо обеспечены всем — от служебных мобильных телефонов до отдельных зданий. На наши вопросы о нормах обеспечения и лимитах они пожимали плечами, не совсем понимая, о чем идет речь».
Вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене возложены как на подразделения Национальной, так и Муниципальной полиции. В настоящее время происходит объединение сил безопасности Парижа и его пригородов, на основе чего создаются подразделения полиции Парижской агломерации, в том числе и на железнодорожном транспорте. Специальные подразделения обеспечивают координацию подразделений полиции, служб безопасности метрополитена и государственного железнодорожного предприятия SNCF.
При посещении Автономного управления парижского транспорта начальник бригады железнодорожного транспорта полковник Стефан Стрингетта рассказал, что сфера обслуживания этого подразделения национальной полиции распространяется на 50 километров в радиусе от центра Парижа, и к ней отнесены пригородное железнодорожное сообщение, метрополитен и автобусные перевозки. Обслуживается территория с населением более 11 млн человек. В подчинении начальника бригады находится 1360 человек, из которых 800 — постовые, большинство остальных состоят в службе расследования преступлений.
Для мониторинга общественной безопасности в Автономном управлении парижского транспорта сформирован ситуационный центр, который работает по принципу управления нарядами совместно с аккредитованным представителем транспортной организации. Вся информация сводится в центр с 16 тысяч камер и обрабатывается 10 операторами-сотрудниками полиции с выводом оперативной обстановки на интерактивный экран «План Парижа и 50-километровой зоны». Национальным планом модернизации средств управления в рамках обеспечения общественной безопасности на транспорте предусмотрено увеличение камер видеонаблюдения до 60 тысяч. Также имеется внедренная интеллектуальная система контроля движения фиксируемых объектов, позволяющая анализировать их характерные действия.
Опыт французских правоохранителей по обеспечению безопасности на объектах транспорта показывает, что вопросы обеспечения транспортной безопасности возложены на целый ряд субъектов: республиканские министерства, жандармерию, полицию, префектуры, государственные и частные транспортные компании и организации. Например, «частники» на свои средства содержат службы безопасности, охранные подразделения, размещают технические средства контроля.
В настоящее время и в России выстраивается система, предусматривающая привлечение к вопросам обеспечения безопасности на транспорте не только государственных структур, но и собственников объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В отличие от бюджетного финансирования и четкой вертикали подчиненности российской транспортной полиции, французские подразделения полиции и жандармерии, осуществляющие свою деятельность на транспорте, имеют разветвленную подчиненность и в зависимости от выполняемых задач обеспечены множественным финансированием, которое поступает из бюджета МВД, Минобороны, префектур, SNCF, Регионального управления транспорта.


Руководитель пресс-службы ГУТ МВД России полковник полиции Елена Коломейцева