Дата публикации: 11.04.2021

Опять от меня сбежала последняя электричка

8bd108ae

Опять от меня сбежала последняя электричкаНовый год наступил, а проблемы пригородных перевозок никуда не делись.
Сколько ни критикуй реформу железнодорожного транспорта, а платить за  пригородные перевозки кто-то должен. Железнодорожники все время оказываются в убытке, а региональные власти никак не желают признавать себя должниками.


Еще пару лет назад выпадающие доходы транспортников без особых проблем погашались из федерального бюджета. Сейчас обязанности по оплате переложены на бюджеты региональные. Вот тут-то главы регионов и начали «почесывать лоб»: новая статья расходов, и значительная! Платить — дорого, не платить — снижается мобильность населения, растет проблема занятости. С другой стороны, власти регионов привыкли заботиться о населении лишь в периоды, предшествующие очередным выборам. Как раз такой период наступил в Воронежской области.
Глава региона Алексей Гордеев, бывший министр сельского хозяйства, идет на выборы в сентябре. В последние три года над областью нависли серьезные долги по расчетам за пригородные перевозки. Они, в свою очередь, привели к отменам электропоездов. Население, естественно, беспокоится, и губернатор решил побороться за народные ­чаяния. В начале года конфликт между областной властью и железнодорожниками выплеснулся в средства массовой информации.
Оператором пригородного сообщения в Воронежской области является пригородная пассажирская компания (ППК) «Черноземье». Головная боль пригородной компании — компенсация выпадающих доходов, разницы между оптимальной для населения стоимостью проезда и расчетной ценой билета. В 2012 году за счет регионального бюджета удалось компенсировать лишь 18,3 % потерь, в 2013 году — около 16 %. Как пишет газета «Гудок», «по данным ППК, себестоимость проезда одного пассажира на электропоезде составляет 55 руб. 39 коп. с учетом льготного коэффициента на услуги инфраструктуры в размере 0,65 и около 25 руб. за 10 км при коэффициенте 0,01. А областное правительство установило тариф 14 руб. Отсюда в 2014 году получается около 440 млн руб. выпадающих доходов».
У региональных властей свои доводы: тариф на перевозки в пределах одной тарифной зоны постоянно растет (с 12 до 14 рублей за последние два года), размер субсидий для покрытия убытков ППК «Черноземье» увеличился с 12 млн руб. в 2011 году до 80 млн руб. в 2013‑м. Конечно, разница между 440 млн и 80 млн значительная. А учитывая набежавшие долги за предыдущие годы, Воронежская область задолжала железнодорожникам миллиард.
Губернатор Гордеев припомнил железнодорожникам и то, что они «пользуются льготами во всех регионах, не оплачивая при этом земельный налог, а это приличная сумма, десятки миллионов рублей», а также сослался на то, что расчеты непрозрачны: «Мы не видим… сколько платить за подвижной состав, за сам путь, за какие-то еще издержки».
В этом есть губернаторская правда. Возможно, Алексей Гордеев рассчитывает, что его услышат «наверху». «Внизу» его уже услышали: за народ заступается, а это дополнительные голоса на выборах. А что предпочтут в федеральном центре — загадка: до «больших» выборов еще далеко. С другой стороны, после Олимпиады ожидается некий всплеск управленческих решений по самым различным вопросам, в том числе и наболевшим. Возможно, поставленная губернатором социальная проблема окажется весьма кстати. Ведь не только в Воронежской области существует «пригородный вопрос».
Монополисты действительно привыкли «наклонять» всех, не объясняя при этом, куда идут средства плательщиков. К примеру, на территории, обслуживаемой все той же ППК «Черноземье», с 20 января отменено 24 пары электричек. Сокращения коснулись Воронежской (7 пар поездов), Белгородской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Саратовской и Пензенской областей.
«Сроки действия договоров по организации пригородного сообщения между администрациями вышеуказанных субъектов РФ и ОАО «ППК «Черноземье» истекли 31 декабря 2013 года, однако договоры на 2014 год не подписаны до настоящего времени в связи с тем, что суммы компенсации выпадающих доходов значительно ниже требуемых на предлагаемые размеры движения, несмотря на всю проделанную работу по их согласованию. Таким образом, заказ на осуществление пригородных перевозок с 1 января 2014 года у ОАО «ППК «Черноземье» отсутствует», — говорится в сообщении пресс-службы пригородной компании.
«Общий долг регионов перед ОАО «ППК «Черноземье» за пригородные перевозки по регулируемым тарифам превысил три миллиарда рублей», — сообщил гендиректор ППК «­Черноземье» Виктор Шубин.
Тем временем транспортные проблемы ложатся на плечи жителей региона. Автобусы переполнены, времени и денег на проезд у людей уходит больше, в морозы или паводки отдаленные поселки оказываются отрезанными от Воронежа.
Можно предложить и другое решение — полностью переложить тариф на плечи пассажиров. Надо заплатить 25 или 55 рублей, так и платите. Но, с одной стороны, это идет вразрез с принципами социальной политики, провозглашенными президентом, с запретом на повышение тарифов. С другой стороны, остроты проблемы это решение не снимает.
К примеру, в Бурятии уже пошли по этому пути. Там тариф за одну зону с 1 января удвоился, превысив 60 рублей. Но населенность поездов, в свою очередь, значительно снизилась. Понятно, что когда операторы произведут перерасчет, плату за проезд одной тарифной зоны придется увеличивать дополнительно: вместо 60 рублей появятся 90 или 100 рублей. И так до бесконечности. Понятно, что такой монетаристский подход — это не выход из транспортно-социального тупика, в который руководство страны загнало и отрасль, и регионы.
К середине января на сети дорог уже было отменено 92 пригородных поезда. Ранее, в 2012‑2013 годах отменено 310 поездов. Менее трети субъектов РФ в полном объеме оплачивают свой заказ на пригородные перевозки. Железнодорожники отменяют поезда, регионы выстраивают свои «баррикады», пересаживая пассажиров на автотранспорт, открывая новые маршруты и увеличивая число автобусов на уже имеющихся.
Сегодня ясно, что «бодания» между железнодорожниками и региональными администрациями не способны привести к конструктивному решению. Поскольку вопрос затрагивает две трети регионов, в которых развито пригородное пассажирское сообщение, ясно, что решать его надо на самом высоком уровне. Региональные бюджеты попросту не справляются с возложенной на них нагрузкой по оплате издержек ППК и РЖД.
Так, во время визита начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова в Тверь выяснилось, что бюджет Тверской области предусматривает компенсации выпадающих доходов железнодорожников в объеме 15 млн руб, а требуется 600 млн руб. в год. А ведь Тверская область — далеко не самый депрессивный регион. Такая ситуация, с одной стороны, свидетельствует о неэффективности экономики регионов, с другой — о неэффективности железнодорожной транспортной системы. Но эти вопросы слишком глобальны, а возить пассажиров надо сегодня и сейчас, решение должно быть оперативным. Генерировать такие решения может только государство. И коль скоро вся экономика находится на «ручном управлении», отчего бы не порешать вопрос с пригородными перевозками в «ручном режиме»?


Сергей РЕМИЗОВ