Дата публикации: 12.04.2021

Паровоз – примета будущего

8bd108ae

Паровоз – примета будущегоЗа последние полвека, казалось, с паровозами в России ничего хорошего не происходило. Новые с 1957 года не выпускались, а старые утрачивали работоспособное состояние, приходили в негодность и отправлялись на переплавку поодиночке или целыми колоннами.

Высказывались опасения, что через десяток лет увидеть паровоз в действии будет невозможно — останутся лишь памятники…
Но случилось чудо. Два года назад президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписал распоряжение «О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО «РЖД». Для русской тяги этот документ поистине судьбоносный. Он очень подробный, конкретный, в нем по сериям и номерам перечислены все паровозы, спасенные от мартеновских печей. В трех списках — 142 паровоза 22 различных серий. В первом — 33 паровоза, находящиеся в эксплуатируемом парке, во втором — 28 ранее списанных, они подлежат включению в инвентарный парк, сохранению и приведению в работоспособное состояние. Третий список — локомотивы из инвентарного парка, сохраняющиеся в запасе ОАО «РЖД», 81 единица.
РЖД часто называют монополией, также именуют, к примеру, «Газпром», «Транснефть». Есть просто богатые госкомпании, не монополии, но тоже вне конкуренции — банки, холдинги вроде «Ростеха». Но РЖД монопольно взяло на себя особую миссию — культурно-историческую, поистине государственную, которую ни одна компания на себя больше не взвалила и не взвалит. Даже за большие деньги. Поскольку миссия эта требует, помимо средств, еще ума, души, сердца. И если деньги найти можно, то вот остальные компоненты враз не обретешь.

Паровоз ОВ-324 — старейший в собрании раритетов РЖД

На фоне экономических трудностей все эти паровозы, водонапорные башни, исторические депо, вокзалы очень осложняют деятельность хозяйствующего субъекта. Можно их окрестить непрофильными активами, списать, исключить из инвентаря, сбросить с баланса и заниматься исключительно деятельностью, приносящей доход. Это будет вполне в духе времени. Только тогда само время потеряет дух.
К примеру, сейчас на Московской железной дороге идет огромная работа по воссозданию к 70-летию Великой Победы исторического облика паровозного депо Подмосковная. На территории депо находятся несколько поистине уникальных строений, среди которых водонапорная башня, складские помещения, поворотный круг, административное здание, дом начальника депо. Этому архитектурно-техническому шедевру уже более 110 лет, а эксплуатация все годы велась достаточно интенсивно…
Ремонт зданий выполняет Дирекция по эксплуатации зданий и гражданских сооружений Московской железной дороги. Паровозное депо предполагается превратить в своеобразный музей железнодорожной техники, где для посетителей будет организована культурно-экскурсионная работа. Можно не сомневаться, что через несколько месяцев Москва прирастет еще одной достопримечательностью общероссийского и мирового масштаба.
Кстати, традицией уже стал ежегодный парад локомотивов. В прошлом году это мероприятие проводилось РЖД во время работы Международного салона «Экспо-1520», в нынешнем — ко Дню железнодорожника, в первые августовские дни. В качестве повода было заявлено празднование 180-летия первого российского паровоза, коим считается паровоз Черепановых. Но главное не повод, а то, что в парке РЖД есть теперь множество паровозов самых разных серий в работоспособном состоянии. А будут паровозы — и повод найдется.

Владислав КОНОРОВ