Дата публикации: 12.04.2021

Солнечный самолет

8bd108ae

Солнечный самолет Говорят, природа на детях отдыхает…
Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.
Огюст Пикар стал первым человеком, побывавшим в стратосфере. В начале 1930‑х годов на самодельном воздушном шаре он поднялся на высоту более 15 тыс. метров. В 1950‑х создал батискаф.
В 1960 году его сын Жак вместе с лейтенантом ВМС США Доном Уолшем спустился в Марианскую впадину на рекордную глубину 11 тыс. метров. Бертран, внук Огюста и сын Жака, пошел по стопам деда и отца.
Благодаря отцу Бертран Пикар, родившийся в 1958 году, еще в детстве получил уникальную возможность лично познакомиться с выдающимися людьми, во многом определившими его будущее. Одним из них был знаменитый Вернер фон Браун.
В 16-летнем возрасте Бертран совершил свое первое воздушное путешествие на дельтаплане. Вскоре стал одним из пионеров этого вида спорта в Европе, а спустя годы — основателем Швейцарской федерации дельтапланеризма. Несколько раз Пикар становился чемпионом Европы в этом виде спорта, был первым, кто перелетел швейцарско-итальянские Альпы на мотодельтаплане.
В 1992 году компания Chrysler устроила первую в истории трансатлантическую гонку на воздушных шарах Chrysler Challenge. Бельгийский авиатор Верштратен пригласил Пикара в качестве второго пилота — он был уверен, что наличие на борту психотерапевта, владеющего практикой гипноза, может стать неплохим преимуществом перед другими командами. Так и получилось. Экипаж Верштратена и Пикара выиграл историческую гонку длиной в пять суток и пять тысяч километров. В 1999 году Пикар совершил полет на воздушном шаре Breitling Orbiter: более 45 тысяч километров за 20 суток. Пикар побил семь мировых рекордов, заработал несколько почетных научных званий и вошел в энциклопедии наряду со знаменитыми отцом и дедом.
В 2003 году неутомимый Пикар объявил о новом, еще более амбициозном начинании, взявшись за создание пилотируемого самолета на солнечных батареях, способного облететь весь земной шар. Так появился проект Solar Impulse.
Партнером Пикара стал швейцарский пилот и бизнесмен Андре Боршберг. Постройка самолета началась в 2007-м, после четырех лет предварительных исследований. Цель проекта — кругосветное путешествие на первом в истории авиации самолете на солнечных батареях. «Если самолет способен лететь день и ночь без топлива, на одной солнечной энергии, то пусть потом никто мне не говорит, что невозможно использовать эту энергию для транспортных средств, систем отопления, кондиционеров или компьютеров», — заявил Бертран Пикар. Он считает, что люди уже давно могли бы многое изменить в своем отношении к природе и энергии: технических препятствий нет, просто не хватает смелости избавиться от старых предрассудков, начать что-то новое.
Самолет на солнечных батареях Solar Impulse впервые полетел ранним утром 7 июля 2009 года. Благодаря энергии, вырабатываемой 12 тысячами солнечных элементов, установленных на крыле длиной более 64 метров, необычного вида одноместный самолет весом в 1600 кг поднялся с аэродрома в Пайерне. За штурвалом был Андре Боршберг.
«Это был самый удивительный полет в моей жизни, — сказал он после приземления. — Я просто сидел и смотрел, как уровень заряда батареи поднимается с каждым часом, и гадал, хватит ли емкости на всю ночь. А в результате пролетал 26 часов без единой капли топлива и какого-либо загрязнения окружающей среды! К утру в батареях оставалось еще достаточно заряда. Это начало новой эры, причем не только в авиационной индустрии. Мы показали потенциал возобновляемой энергии: если уж мы можем на ней летать, то способны и на многие другие вещи. С помощью новых технологий мы можем позволить себе сохранить привычный уровень жизни, но потреблять гораздо меньше энергии. Ведь пока что мы слишком зависимы от двигателей внутреннего сгорания и цен на ресурсы!»
В 2010-м удивительная машина установила сразу несколько рекордов: в частности, по максимальной высоте (9235 метров) и максимальной продолжительности полета (26 часов 10 минут).

Бертран Пикар

И вот очередная сенсация. Через год, в марте 2015-го, Solar Impulse 2 станет первым самолетом на солнечных батареях, который облетит мир. Ради реализации проекта объединилось множество самых разных компаний: от крупнейшего производителя полимеров Bayer MaterialScience до часовой компании Omega и страховой Swiss Re.
Бюджет проекта за 12 лет составил 120 млн евро или 10 млн евро в год. Много ли это? Да, за эти деньги можно, к примеру, купить один пассажирский самолет вместимостью 200 пассажиров. Но здесь речь идет о создании концептуально нового подхода в сфере транспорта и получения энергии.
Размах крыла Solar Impulse 2 достигает 72 метров, что примерно соответствует аэробусу A380, но масса аэробуса составляет около 300 тонн, Solar Impulse 2 — 2,3 тонны. При этом требований к рекордному летательному аппарату не меньше, чем к аэробусу. Ведь в основе этих требований заложена цена человеческой жизни. А она бесконечна.
Маршрут и подробности будущего путешествия пока известны лишь в самых общих чертах. Solar Impulse 2 должен стартовать на Ближнем Востоке в марте 2015 года. Планируется, что он пролетит над Аравийским морем и Центральной Азией к Тихому океану, после чего пересечет США и Атлантику. Финальная часть маршрута пройдет над Южной Европой или над Северной Африкой. На весь полет отводится три месяца, чистое время в воздухе составит 20 дней. Лететь будут с интервалами в несколько дней. В полете за штурвалом будет один пилот, но на каждом этапе они будут меняться.
Энергетические характеристики самолета скромны: 200 квадратных метров фотоэлементов с 12-процентным КПД обеспечивают около 6 кВт мощности. Примерно столько же было в распоряжении братьев Райт в 1903 году, и этого вполне хватило, чтобы войти в историю.

Владислав КОНОРОВ