Дата публикации: 11.04.2021

Вучик знает всё

8bd108ae

Вучик знает всёСовременные города развиваются и меняются на наших глазах, и нам кажется, что все происходит каким‑то непредсказуемым образом, что нынешние пробки и прочие урбанистические проблемы предсказать было невозможно.
Вукан Вучик
Оказывается, есть специалисты, от которых у города нет тайн. Они умеют находить аналогии, предвидят грядущие проблемы и могут подсказать пути выхода из очередного кризиса. Один из них — Вукан Вучик, эксперт по городскому планированию и вопросам транспорта, независимый консультант мэрий Белграда, Мехико, Неаполя, Нью-Йорка, Рима и Торонто, профессор университета Пенсильвании (США).
Ежедневные многокилометровые автомобильные пробки стали для Москвы серьезной проблемой. В то же время есть города, где с ними научились успешно бороться. Опыт показывает, что когда каждый человек в отдельности решает, каким способом он хочет передвигаться, городская транспортная система просто разваливается, потому что подавляющее число людей выбирают индивидуальный способ перемещения — автомобиль. У городских властей возникает задача перевести максимально возможное количество поездок с автомобилей на общественный транспорт. Но люди просто так не сдаются. Возникает острый социальный конфликт. Люди убеждаются, что стараниями городских властей транспортная ситуация ухудшается все более — у автомобилистов отнимают полосы движения, лишают их возможности бесплатной парковки. Хотя, по общепринятому мнению, власти должны стараться улучшить условия городской жизни.
Эти явления сейчас происходят в Москве. Людей стараются чуть ли не насильно пересадить на городской транспорт, лишив их возможности передвигаться по дорогам. И у каждого своя правда. Что же думает об этом светило мировой транспортной науки?
Вукан Вучик — автор знаменитой монографии «Transportation for Livable Cities», по‑русски — «Транспорт в городах, удобных для жизни» — противоречив, и по прочтении русского издания его книги становится понятно, что нет единой линии, следуя которой можно построить идеальную транспортную систему. Истина — в поиске компромиссов, в борьбе и единстве противоположностей. Сегодняшняя транспортная политика московских властей — это тоже воплощение идей Вучика, хотя у него есть тезисы и противоположной направленности. Иными словами, власти услышали то, что хотели услышать. А услышали они, что город, «посаженный на иглу тотальной автомобильной зависимости», становится нефункциональным, неэффективным и категорически неудобным для жизни. Услышали про смещение «точки равновесия индивидуальных предпочтений в направлении социального оптимума», из чего происходят многочисленные меры административного и организационного плана, делающие ежедневные автомобильные поездки в центр города дорогими и неудобными. И при этом не услышали, что «легковой автомобиль с его уникальной способностью обеспечивать превосходную личную мобильность — фундаментальный элемент нашей цивилизации, а доступность владения и пользования автомобилем — важнейшее преимущество и важнейший элемент наших жизненных стандартов».
У Вучика есть очень важные постулаты, на которых должны строиться любые рассуждения на тему организации городской транспортной системы. Один из них — «задача транспортной системы — перемещение людей, а не транспортных средств». Также профессор скептически относится к интеллектуальным транспортным системам: «Общая беда подобных проектов состоит в том, что они пытаются найти решение городских транспортных проблем в новых технологиях, в то время как эти проблемы коренятся, скорее, в близорукой политике и слабых организационных процедурах, чем в технологической отсталости… К сожалению, технологические инновации по‑прежнему привлекают гораздо большее внимание и получают гораздо более щедрое финансирование, чем более фундаментальные (и куда более сложные!) проблемы, связанные с взаимоотношением города и транспорта на системном уровне». Он прямо указывает на то, что эти системы очень дороги и за ними всегда стоят серьезные лоббисты, для которых главное — не эффективность предлагаемых новшеств, а сам факт получения контракта.
Совершенно справедливо исследователь говорит, что проезжая часть никоим образом не может использоваться для парковки транспорта. Законодательная норма, согласно которой «территориями общего пользования (в том числе площадями, улицам, проездами, набережными, скверами, бульварами) беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц» не распространяется на транспортные средства, принадлежащие «неограниченному кругу лиц».
Поэтому Вучик категорически против сохранения практики бесплатных парковок, которая стимулирует неограниченный спрос на ресурсы улично-дорожной сети города. При сохранении режима свободной парковки мы никогда не избавим город от заторов.
В Москве налицо градостроительные проблемы. «Вы сносите маленькие дома и строите гигантские. А рядом нет ни широких улиц, ни хорошего общественного транспорта. И решения этой проблемы нет. Нельзя заниматься строительством без планирования транспорта», — эта мысль также бесспорна. Тем не менее в Москве строительство ведется именно по такому принципу. Учиться на чужих ошибках мы не желаем — ведь в той же Америке развитие многих мегаполисов происходило без малейшего внимания к проблемам транспорта.
Жителям городов не мешает научиться пользоваться и собственными ногами. В США, например, детей часто возят в школу на автомобилях. Итог — огромный процент людей с избыточным весом.
Между автомобилистами, пользователями общественного транспорта и пешеходами нужно выстроить баланс, которого сейчас нет. В одном из своих интервью Вукан Вучик сказал, что «в Москве, Нью-Йорке и других больших городах нужно сделать так, чтобы тебе было удобнее и проще, когда у тебя нет машины, чем когда она у тебя есть. Без машины можно куда‑нибудь дойти, воспользоваться общественным транспортом — все быстрее. В Мюнхене мне и в голову не придет поехать на машине в центр города». С другой стороны, нельзя насильно разлучать человека с его автомобилем.
То, что сегодня происходит в Москве, это только начало большой битвы (игры) за право пользования городским пространством. Победить в ней нельзя, можно быть лишь ее участником. Задача — как можно дольше оставаться на поле битвы (на игре). Кто отказался от ежедневных поездок по городу — тот выбывает. Оставшиеся делятся на автомобилистов и пользователей общественного транспорта. Самые умные переезжают за город, дышат воздухом, слушают пение птиц и вместо того, чтобы убивать позвоночник в автомобильном кресле, ведут диалог с обществом с помощью интернета и прочих средств связи.

Вера Феоктистова