Дата публикации: 11.04.2021

Я не пытаюсь сделать кучу денег…

8bd108ae

Я не пытаюсь сделать кучу денег…Главный ньюсмейкер современной науки и техники Элон Маск никак не унимается. Недавно он представил проект новой транспортной системы, названной им Hyperloop (гиперпетля).
Что это?


Представьте себе гибрид поезда и пневмопочты, и получится Hyperloop.
Состав движется в трубе, давление внутри которой составляет всего 0,001 атмосферного. Потери меньше — скорость больше: Маск утверждает, что подобная система будет на порядок дешевле обычной высокоскоростной железной дороги.
Кстати, он с большим скепсисом, если не сказать с презрением, относится к проекту ВСМ Сан-Диего — Сакраменто, который должен быть реализован к 2029 году: «То, что они говорят, на самом деле означает, что проект обойдется в 100 миллиардов (официальная стоимость проекта — $70 млрд — прим. ред.) плюс стоимость поезда. Кроме того, скорость поезда слишком низкая и… ужасный бардак с правами на землю. Фермеры не слишком обрадуются, если их земли будут перекрыты железнодорожными путями, а надземная Hyperloop решит эту проблему, так как опирается лишь на колонны».
Судя по всему, он всерьез считает, что железная дорога — пережиток прошлого: «Когда проект высокоскоростной железнодорожной системы Калифорнии был утвержден, я был весьма разочарован — и не я один», — написал Маск в своем блоге. «Как могло случиться, что на родине Кремниевой долины и Лаборатории реактивного движения, там, где делаются невероятные вещи — от индексации всех мировых знаний до отправки вездеходов на Марс — будут строить скоростной поезд, который является и одним из самых дорогих, и одним из самых медленных в мире?»
Надземная междугородная транспортная система на солнечных батареях Hyperloop способна доставить пассажиров из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско за полчаса. Вагоны будут представлять собой алюминиевые капсулы, а сама гиперпетля — канал, по которому движутся эти капсулы — стальная. В капсулах можно будет перевозить как людей, так и автомобили. По расчетам Маска, строительство Hyperloop обойдется в $6‑10 млрд в зависимости от размеров капсул. Концепция Hyperloop означает в четыре раза большую скорость и в 10 раз меньшую стоимость по сравнению с калифорнийским проектом железной дороги. Маск уверен, что билеты на такой поезд будут намного дешевле, чем на самолет.
Интернет-издание Cnews приводит данные: маршрут из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско имеет протяженность 550 км, следовательно, строительство 1 км дороги обойдется в $11 млн. В то время как планируемое строительство скоростной железной дороги Москва — Казань обойдется, по прогнозам чиновников, в $34 млн за один километр.
Система, которую Маск описывает как «нечто среднее между «Конкордом», рельсотроном и столом для аэрохоккея», может перемещать пассажиров с молниеносной скоростью — более 960 км / ч.
Транспортировка пассажиров на таких высоких скоростях сократит заторы на междугородних магистралях, и, по словам Маска, может создать более эффективную, доступную и экологичную альтернативу автобусам, поездам и самолетам. «Переход к более скоростным системам, лучшему сервису, более дешевым путешествиям и к транспортным средствам, более безопасным для окружающей среды уже не за горами — это веяние будущего, — говорит американский физик Джеймс Пауэлл, один из изобретателей транспортной системы Maglev. — Будет ли система Hyperloop внедрена или нет, вероятно, зависит от того, сколько человек получат выгоду от строительства высокоскоростной системы, соединяющей Лос-Анджелес и Сан-Франциско». Он отметил, что внедрение любой транспортной системы — вопрос политический: «Это произойдет неизбежно, но сама технология, по сути, не играет роли в этом. В основном, внедрение этой системы зависит от политических интересов».
Чем больше систем общественного транспорта рассчитывают на государственные субсидии, тем выше вероятность закрытия этих проектов, отметил Пауэлл. В Японии существуют планы по расширению системы поездов Maglev. Конечная цель — это перевозка в течение одного часа пассажиров между Токио и Осакой, двумя городами, расстояние между которыми равняется 500 км. Сейчас чиновники подчитывают, сможет ли эта дорожная система окупить себя и приносить большие доходы в будущем.
Для себя Маск определяет проект Hyperloop как «низкоприоритетный», утверждая, что будет посвящать большую часть времени электромобилю Tesla и космической компании SpaceX. Тем не менее, он заявил, что намерен стать ключевым инвестором проекта. «Я не пытаюсь сделать кучу денег на этом, но я хотел бы, чтобы проект воплотился в жизнь», — заявил Маск на пресс-конференции.
Тем временем компания Ansys, являющаяся разработчиком моделирующего программного обеспечения для промышленных транспортных систем, создала математическую модель системы Hyperloop, основываясь на данных, предоставленных Элоном Маском. Вердикт специалистов — система работает. Исследователи не обнаружили «никаких кардинальных проблем, делающих невыполнимым этот сумасшедший проект». Следует отметить, что компания Ansys в свое время провела расчеты математических моделей для проектов компании SpaceX.
Среди проблем, которые предстоит решать — теплоизоляция капсул, испытывающих нагрев во время движения, а также их стабилизация, поскольку во время движения пассажирской капсуле ничто не мешает вращаться внутри трубопровода.