Дата публикации:

Первые «Ласточки» Универсиады

8bd108ae

Первые «Ласточки» УниверсиадыДо открытия 27‑й Всемирной Универсиады в Казани — главного мирового спортивного события 2013 года — уже можно начинать считать недели. Она продлится 12 дней — с 6 до 17 июля. Это значит, что как минимум месяц транспорт будет работать с максимальным напряжением.
Был составлен прогноз: летом 2013 года в Казани в поезда дальнего следования сядут около 840 тысяч пассажиров. Обычная цифра — около 600 тысяч. Поэтому еще в позапрошлом году в Казани развернулось строительство сразу нескольких новых ключевых железнодорожных объектов. Вокзалов в столице Татарстана минувшим летом стало два.
Большая часть транзитного потока с вводом летнего расписания двинулась по обходу столицы Татарстана — через северную часть города, где в августе открылся вокзал Казань-2. Его строительство на бывшей станции Восстание началось около 25 лет назад. Оно несколько раз замораживалось и возобновлялось — может быть, потому, что острой необходимости во втором вокзале город не испытывал. Теперь же стало ясно: летом 2013 года без него не обойтись. Архитекторам пришлось кардинально перерабатывать проект. Многие железобетонные конструкции подлежали разборке — многоэтажный каркас был брошен незаконсервированным на несколько лет, а дождь и снег в таких случаях пагубно сказываются на несущих конструкциях.
Этажей у вокзала стало поменьше, зато он получился современным, достаточным по своим площадям для пассажиропотока, способным оказывать многие виды услуг. В Казани новый вокзал нередко называют транспортным терминалом. Ведь кроме поездов он отправляет автобусы дальнего следования. Добраться сюда от центра города не будет проблемой. В мае 2013 года число станций метро в Казани увеличится до десяти. Среди трех новых станций, строительство которых завершается, будет и «Московская» — рядом с новым вокзалом.
Сооружен вокзал таким образом, что в случае принятия решения о прокладке скоростной линии Москва — Казань он сможет принимать «Сапсаны».

То, что транзитные поезда приходят теперь к новому вокзалу, вызвало ряд проблем. К примеру, пришлось искать место для их технического обслуживания, которое раньше было на старом вокзале. На станцию Агрыз перенесена заправка поездов водой. Артезианскую воду из трех скважин 120‑метровой глубины берет в полукилометре от вокзала новая насосная станция. От услуг коммунального хозяйства пришлось отказаться: в Агрызе водопроводная вода подается под низким давлением — заправить поезд за время 20‑минутной стоянки было невозможно.
Заправочные линии, смонтированные на платформах, снабжены подогревом, чтобы вода не замерзала в трубах зимой. Оригинальны колонки: это новая разработка одного из нижегородских оборонных институтов. Система не допускает перелива воды — ведь именно из‑за перелива зимой у места заправки вырастают целые горы льда.
Старый вокзал в центре города, который теперь получил название Казань-1, в 2012 году кардинально модернизирован. Прошла реконструкция путевого хозяйства. Построены четыре современные высокие платформы с навесами. К ним теперь проложены крытые пешеходные мосты с лифтами. Большие работы идут на площади у вокзала — здесь сооружается подземная автостоянка.
Уже с начала лета функции старого вокзала несколько изменились. Он принимает теперь и отправляет в основном дальние составы казанского формирования, сохраняя при этом все рейсы привычных казанцам пригородных поездов. Уменьшение нагрузки на вокзал Казань-1 дало возможность для приема аэроэкспрессов. Для их пассажиров строится специальный терминал.
Рабочее движение поездов системы интермодальных перевозок началось в середине декабря. Ее основой стала железнодорожная линия Вахитово — Аэропорт длиной 18  км. Построена она была 40 лет назад для подвоза стройматериалов к строительству воздушной гавани и затем служила для грузового движения. К ней примыкало несколько десятков подъездных путей казанских предприятий.
Потребовалась полная замена пути и устройств СЦБ, строительство двух путепроводов, демонтаж примыкавших малодеятельных промышленных веток. Проложен второй главный путь перегона Казань-1 — Вахитово. Продумано все так, чтобы это была вдобавок реально полезная и для самих казанцев транспортная система. На маршруте оборудованы остановочные пункты.
По линии поедут не только авиапассажиры, но и местные жители, ведь рядом с ней сады, жилые районы, от которых до центра с учетом пробок добираться достаточно долго. График предусмотрит и экспрессы, и электрички со всеми остановками.
Трудно дались последние полтора километра перед аэропортом. Места, куда могли бы придти поезда, просто не было.
Рассматривался вариант подземного расположения станции. В итоге решено было приподнять ее над землей, а на подступах к аэропорту была сооружена эстакада. Станция, расположенная на уровне второго этажа аэропорта, соединена с ним переходом: к залу регистрации — буквально несколько десятков метров, при этом пассажирам не придется пересекать автомобильную дорогу.
На Горьковской железной дороге есть уверенность: с перевозками, связанными с Универсиадой, справиться удастся. А дальше все, что построено к ее открытию, не окажется бесполезным — продолжит служить Казани.

Николай Морохин. Фото Фарида Валеева