Дата публикации: 11.04.2021

Беда не приходит одна

8bd108ae

Беда не приходит однаВсе-таки удивительная вещь теория вероятности: то густо, то пусто. У всех Олимпиада, а у железнодорожников — сплошные сходы, целая серия. Такие масштабные аварии случались на «железке» в последний раз год назад, в январе 2013 года.

Виноваты тогда оказались поставщики вагонного литья — у грузовых вагонов ломались боковые рамы тележек. В немалой степени поспособствовали и морозы, установившиеся тогда почти на всей территории страны. В этом году тепло, но составы все равно летят под откос. Снова боковины?
Нет, в сообщениях Ространснадзора все чаще фигурируют сами железнодорожники и вверенная им инфраструктура.
Седьмого февраля вся страна приникла к телевизорам — открытие Олимпиады. А в это время на станции Каменск-Уральский сошли с рельсов три цистерны и одна из них, с газовым конденсатом, загорелась. Сжиженный газ выгорал почти весь день, пожарные охлаждали соседние «бочки», пытаясь избежать дальнейшего распространения огня.
Спустя неделю Ространснадзор обнародовал первые результаты своего исследования: причиной происшествия стали нарушения «по вводу в эксплуатацию и содержанию стрелочного перевода».
Когда соревнования в Сочи были в самом разгаре, железнодорожники вновь не дали забыть о себе. 12 февраля на южноуральском перегоне Хребет — Уржумка путь покинули три десятка вагонов грузового поезда с углем. Были снесены три опоры контактной сети, повреждено 400 метров нечетного, более 300 метров — четного пути. Транссиб оказался перекрыт. Несколько пассажирских поездов было направлено через Карталы, Белорецк, Уфу. Пассажиров поездов везли из Челябинска до Златоуста автобусами с дальнейшей пересадкой в поезда. Движение на участке было восстановлено через сутки после аварии.
И снова Ространснадзор признал «виновниками торжества» железнодорожников. «По предварительным данным, причиной происшествия стало неудовлетворительное текущее содержание железнодорожного пути», — отметили в ведомстве.
И в тот же день происшествие повторилось. Снова пассажирские поезда были остановлены на Транссибе, на сей раз в Амурской области. Причиной стало столкновение двух грузовых составов на перегоне Горелый — Сковородино. Нет, поезда не двигались по одному пути, просто сошедшие с рельсов вагоны одного из поездов преградили путь встречному. С путей сошло по три вагона из каждого состава, а также секция одного из локомотивов. Причиной аварии, по сообщениям железнодорожников, стала некачественная боковая рама одного из вагонов, выпущенная в Украине.
Но беда не приходит одна. Причем это не значит, что бед должно быть две, нет, их может быть гораздо больше.
Итак, снова 12‑е февраля. В Сочи российские фигуристы совершают спортивные подвиги, а в Рязани, на нефтеперерабатывающем заводе «Роснефти», горят цистерны. Как заявили в «Роснефти», «возгорание произошло в результате самопроизвольного движения железнодорожного состава и последующего отсоединения четырех цистерн», которые проломили ворота и врезались в наливную эстакаду. Пожару был присвоен повышенный номер сложности. Полностью ликвидировать возгорание удалось лишь к полудню 13 февраля.
Обстоятельства, которые привели к пожару, в компании назвали грубым нарушением «регламентов на транспорте и требований техники безопасности со стороны сотрудников железной дороги». У железнодорожников своя версия. В пресс-службе Московской железной дороги журналистов сразу попросили осторожно обращаться с этой информацией, подчеркнув, что сотрудников РЖД на территорию завода не допускают, а сам сход произошел исключительно по вине работников нефтеперерабатывающего предприятия.
Но урок не пошел впрок. Спустя несколько дней снова пришли тревожные сообщения из Рязани. Сход порожних вагонов вновь поставил под угрозу безопасность работы НПЗ. «В понедельник, 17 февраля 2014 года, в 11.30 утра, при подаче состава из 10 вагонов-цистерн для заправки сжиженным газом произошел сход одной цистерны и одной тележки второй цистерны без опрокидывания. Сход порожних вагонов произошел по причине халатности сотрудника Рязанского направления МЖД», — сообщили в «Роснефти».
В управлении Московской железной дороги в происшествии винят нефтепеработчиков: «Вагоны подавались штатным порядком, однако на пути их следования оператором ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» не было опущено в нерабочее положение предохранительное устройство, что привело к сходу первого вагона всеми колесными парами и второго вагона двумя колесными парами».
Но самая масштабная авария произошла 5 февраля в Кирове. Мощнейший пожар остановил движение по Транссибирской магистрали: в черте города сошли с рельсов и загорелись 32 вагона со сжиженным газом. Более шести часов пожарные — 17 расчетов, 30 единиц техники и два пожарных поезда — боролись с огнем.
«Произошел сход 32 железнодорожных вагонов с газовым конденсатом, которые загорелись. Всего в железнодорожном составе было 89 вагонов, из них 65 с газовым конденсатом», — сообщили в ГУ МЧС РФ по Кировской области.
Частично жидкости из железнодорожного состава попали в низину, где протекает река Вятка. Загрязненный лед выпиливался и перевозился в безопасное место «для утилизации», что вызвало определенные сомнения: только ли газовый конденсат был в цистернах или какие-то еще вещества?
В результате пожара сгорел расселенный и предназначенный под снос дом, а также несколько десятков гаражей. «Из восьми многоквартирных и 20 индивидуальных домов было эвакуировано 692 человека», — рассказал врио губернатора Кировской области Никита Белых. Повреждено около 200 метров железнодорожного пути.
Что же это за тучи сгустились над железнодорожниками? Неужели все так плохо? Выходит, правы аудиторы Счетной палаты, которые накануне, проверяя «результаты структурной реформы железнодорожного транспорта и ее влияние на экономику и социальную сферу», вынесли свой вердикт: потеря технологической устойчивости.
По словам аудитора СП Валерия Богомолова, «проведенные преобразования в отрасли существенно не улучшили эксплуатационные характеристики и техническую оснащенность сети железных дорог. Сохраняются диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов. Не решена проблема по созданию механизма безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок».
Помимо этого, аудиторы припомнили РЖД те цели и задачи, ради достижения и решения которых эта компания создавалась. Как выяснилось, сеть железнодорожных путей охватывает далеко не всю территорию страны: шесть субъектов РФ (Республика Алтай, Республика Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край) не имеют железнодорожного сообщения вообще, еще в десятке субъектов сеть «недостаточно развита». Припомнили и степень изношенности подвижного состава: по локомотивам — 81 %, по грузовым вагонам — 60 %.
Как сообщают «Ведомости», у руководства страны есть определенные претензии к компании и в связи со строительством на олимпийских объектах. А тут еще аварии подтвердили проблемы с «технологической устойчивостью». Ждать оргвыводов, кадровых перестановок? Время покажет. Только как бы ни назывался человек, поставленный рулить отраслью, хочется, чтобы нападки на компанию не привели к смене курса на еще более сомнительный и проблемный. Иными словами, чтобы приватизационная активность в отношении РЖД не затмила собой все, ради чего создавались и строились железные дороги.

Сергей РЕМИЗОВ