Дата публикации: 11.04.2021

«Бомбилы» под прицелом

8bd108ae

«Бомбилы» под прицеломЧиновники создавать ничего сами по себе не могут, но вмешиваться и регулировать уже налаженные процессы — их любимое занятие.

Такси — такой же городской транспорт, как автобусы и трамваи. Более того, таксомоторы могут и, наверно, должны быть брендом столицы. Лондонские и нью-йоркские такси невозможно спутать ни с чем: увидел на экране «метрокэб» — значит, действие происходит в Великобритании.
Раньше в Москве тоже были свои узнаваемые таксомоторы. «24-я» «Волга» с «шашечками» и «зеленым огоньком» — символ ностальгии по ушедшей эпохе. На смену организованной деятельности таксомоторных парков в девяностые годы пришли частные извозчики. Зачастую без знания города и с неисправной в техническом отношении машиной. Но тогда чиновников это не интересовало.
Сегодня рынок такси выглядит вполне цивилизованно. В столице работают крупные компании с парками однотипных автомобилей, имеющих все необходимые атрибуты для перевозок граждан — фирменную окраску, опознавательные светотехнические устройства. Зачастую такие компании базируются на площадях бывших таксомоторных парков, где осуществляется ремонт и техническое обслуживание. Короче, рынок сам все отрегулировал. И чиновники решили этим рынком заняться всерьез.
Сейчас уже мало кто выскакивает на обочину с протянутой рукой, для заказа такси пользуются мобильной связью. Соответственно, компании, занимающиеся таксомоторными перевозками, были вынуждены вложить средства в оборудование диспетчерской связи для передачи вызовов своим экипажам. И вот когда все это произошло, когда услуга такси в городе стала доступной и надежной, в дело вмешался Департамент транспорта и инфраструктуры правительства Москвы со своим видением проблемы.
Эксперты, озвучиваемые в СМИ, утверждают, что в Москве извозом занимаются около 40 тыс. водителей легковых автомобилей, которые ежедневно перевозят полмиллиона пассажиров. А на долю организованных таксопарков приходится не более 10% этого улова. Государство можно понять — хочется получить налоги. Но понять можно и водителей, и пассажиров. Поэтому логично будет предположить, что сколько этот рынок не регулируй, всегда найдутся те, кто будет подвозить людей от обочины без всякого кассового аппарата. А пассажиру проще заплатить пару сотен рублей частнику, чем в 2-3 раза больше — его лицензированному коллеге, которого еще надо и подождать.
Иное дело безопасность. Когда ты вызываешь «цивилизованное» такси, есть уверенность, что придет исправная машина с честным трудягой за рулем, не имеющим на ваш счет никаких задних мыслей. А голосовать с протянутой рукой — это как повезет. Хотя обычно везет, ведь большинство людей все-таки нормальные.
Активность регулирующих органов направлена не против «бомбил», она направлена против тех компаний, которые уже сделали немалые инвестиции в создание организованной, четко работающей структуры. Инвестиции эти значительны. Для организации компании из 80-100 автомобилей необходимо только порядка $2 млн на закупку машин, а с учетом аренды стояночных и ремонтных площадей, найма персонала, организации диспетчерской связи эти расходы можно смело удваивать. Вот эти-то богатенькие «буратины» и интересуют государство на предмет как их можно еще потрясти. Идея простая: создавались эти компании, когда были одни правила, а сейчас мы быстренько правила поменяем, и им придется снова раскошеливаться. Это обычная практика в нашей стране, где свод законов перетряхивается чуть ли не ежегодно, отчего законы девальвируются до уровня понятий. Для государства привлекательно и то, что рынок таксомоторных перевозок достаточно емкий, на нем работают десятки раздираемых конкуренцией компаний.
На рынке легальных перевозок действуют два типа игроков — парки, владеющие собственным транспортом, и диспетчерские службы, не имеющие своих автомобилей. Диспетчерская — это самый простой, рентабельный и непотопляемый вариант ведения бизнеса в сфере такси. За каждый заказ, поступивший от диспетчеров фирмы, частные извозчики отдают 25-30% его стоимости либо некую фиксированную сумму.
И мимо этой идеи Департамент транспорта тоже не прошел: его концепция предусматривает создание единого call-центра по заказу такси. Это встревожило представителей транспортного сообщества.
Директор занимающегося координацией предпринимательской деятельности перевозчиков Московского транспортного союза Юрий Свешников высказал свои опасения: «Если верить опубликованной концепции, то речь идет о создании единой диспетчерской, принимающей заказы. Если это будет реализовано на государственные деньги, то это прямое нарушение закона о конкуренции. Само название «единая» говорит об отсутствии альтернативы».
Также Департамент собирается использовать свой административный ресурс для организации стоянок такси у наиболее «хлебных» точек: вокзалов, ресторанов, кинотеатров. Предполагается, что таксистам разрешат передвигаться по выделенным для общественного транспорта полосам. Но при этом контингент таксистов будет резко ограничен: 25 тысяч. Представляете, сколько будет стоить лицензия?
Сейчас занятие частным извозом является одним из основных для многих людей. Не все нашли себе работу по душе, кто-то занимается извозом в свободное время в режиме подработки. За рулем немало людей с проблемным здоровьем, которых попросту никуда не берут. Надо полагать, теперь им не останется места и на рынке транспортных услуг. А если и останется, то стоить это будет очень недешево. Возможно, им даже придется подумать о поиске другого занятия.
Для пассажиров новые инициативы транспортного ведомства, естественно, обернутся повышением стоимости услуг. Потому что там, где появились чиновники, выползают коррупционная и все другие составляющие. Департамент транспорта собирается организовать таксомоторные услуги в двух сегментах — стандартном (работа как по вызову, так и «от бордюра»), и «премиальном», где машины будут побольше и помощнее, а тариф выше. Но можно не сомневаться, что в том и в другом сегментах цены будут выше, чем сегодня. Потому что реформирование таксопарков дорого обойдется перевозчикам: нанесение на кузов соответствующей информации о ценах, расходы на установку устройства GPS, навигатора, таксометра и системы оповещения экстренных служб обойдется не менее $2 тыс. в расчете на один автомобиль.

Валентин СУХОВ