Дата публикации: 12.04.2021

Керченский узел

8bd108ae

Керченский узелЕще год назад этот паром был скорее экзотикой. Ходил он через Керченский пролив между портами не особенно часто — раз десять в сутки. Многочасовая очередь… Поездка начиналась и заканчивалась медленными, мучительными пограничными и таможенными процедурами.

Кто мог предположить, что следующим летом на Украине будет идти война, что из граждан России через ее территорию будут пропускать «стариков, женщин и детей» — по сути какой-то концлагерный список категорий.
Осенью и зимой графисты Российских железных дорог вдохновенно прокладывали нитки поездов до Симферополя, Евпатории, Феодосии, Керчи. Но все эти поезда, кроме одной пары на маршруте Москва — Симферополь, были отменены с 16 июня. Потому что гонять их пустыми через враждебное государство — абсурдное занятие.
Впрочем, с Украины в Крым поезда ходят — около полутора десятков пар в день. Для украинских граждан ограничений на въезд нет, а билеты стоят смехотворно дешево: из Симферополя до Киева купейное место обойдется примерно в 700 рублей.
Патетические сообщения о том, что в Крым можно будет долететь из российских регионов за две тысячи рублей, практических подтверждений не находят. Всякие попытки найти в Сети билеты дешевле восьми тысяч успехом не увенчались.
Мы поехали в Крым на машине. Убедились: из центральных областей до парома можно доехать примерно за сутки. Радует автотрасса «Дон»: была она еще пару лет назад забита фурами, которые ползли в один ряд. Сейчас это 4-рядная автострада, по которой ехать легко.
Добираешься до Ростова и кажется: все, теперь уже близко. По карте, может, и так. Но реально предстоят мучительные полтысячи километров. С «Дона» надо сворачивать в сторону станицы Ленинградской. И тут попадаешь на качественные, но очень узкие и непрямые дороги Краснодарского края. Но ним медленно ползут фуры. Скверно сделаны и не обеспечены указателями развязки: почти все кольцевого типа с массой съездов, около которых попросту нет указателей направлений. Не ездите там ночью: разобраться с поворотами чужому человеку трудно, зато легко попасть в цепкие лапы гаишников, у которых не будет недостатка в претензиях к вам.
Хочется верить: наступит момент — к Керченскому проливу, к двум новым регионам будет проложена прямая автострада. Без нее мост или тоннель проблему не решат. А пока на вашем пути Ленинградская, Тимашевск — довольно большие и путанные, с точки зрения транзитного проезда по ним, населенные пункты, в них теряешь много времени.
Перед паромом все дороги окончательно складываются в одну где-то за полсотни километров. Это воронка, накрепко, мистически завязанный узел.
Керченский пролив — древнее и великое пересечение путей, морских и сухопутных. Мы уже успели забыть об этом, нам казалось, что без него можно обойтись, во всяком случае тем, кто едет посуху. Дороги в Крым казались прямыми, а поезда — скорыми. Но черта, за которой все это осталось, пройдена, хотим мы этого или нет. Путь в Крым посуху превратился в путь по морю.

В середине июня мы простояли в очереди около шести часов. А вот когда ехали назад, легко перебрались с крымского берега на кубанский — за полтора часа. Встречные машины в этот день стояли уже больше 16 часов. Начался сезон, и их было около шестисот: 400 на шоссе к порту Кавказ и 200 — на площадке, где выстраивается в очередь из 12 рядов транспорт, готовый к отправке. В очереди немало машин с белорусскими номерами. На вопрос не проще ли проехать через территорию Украины, ответ был простой: Беларусь — союзница России, и такая поездка может кончиться чем угодно.
Единственное, чем радует порт Кавказ, — порядком. Много полиции, которая не карает, а объясняет, успокаивает, не дает растеряться. Вдоль вереницы машин ходят волонтеры — немолодые казаки в кубанках, с жезлами. И без очереди никто не лезет. Правда, мимо нее на полной скорости проносятся прямо к трапам автобусы, военные машины и чиновничьи лимузины.
Здесь автовладельцы завидуют «безлошадным». До порта легко доехать рейсовым автобусом. Дальше нужно просто взять билет за 162 рубля, показать паспорт и пройти на посадку. А приехавшим на машине полагается ждать и думать: очень ли им надо в Крым. Может, развернуться и уехать в какой-нибудь из пансионатов на краснодарском берегу Азовского моря? Четверть часа — и вы уже отдыхаете, а не стоите в очереди.
Паромов — четыре, а не один, как в те времена, когда Крым был украинским. Три отечественные посудины принимают на борт около трех десятков машин. Если учесть, что оборачиваются они примерно за три часа, ситуация была бы катастрофической. Но компания-перевозчик зафрахтовала греческий паром Ionas. Он берет сразу 140 машин и заполняет ими одновременно по двум трапам два яруса трюма. Моряки-греки энергичны и опытны. Они расставляют машины аккуратно и плотно. И как в известной комедии, только потом люди осознают, что говорили с ними по-гречески, а они отчего-то все поняли. Последнее, что объясняют греки: в трюме у машин находиться нельзя, надо подняться на палубу. Сделать это можно с помощью эскалатора. На двух верхних палубах — просторные помещения с удобными креслами. А можно сидеть или стоять на открытом воздухе на корме, где гордо вьется на морском ветру греческий флаг.
Паром идет 25 минут. Впереди Крым. Над ним даже небо другого цвета. Горячий, пахнущий виноградом и чудесными цветами, добрый, щедрый, героический, хранящий от поругания свои святыни. Наш.

P.S. Как сообщило РИА «Новости», 16 июля на паромной переправе начал работать паром «Олимпиада», пятый по счету. Благодаря этому очередь на паромы в Крым в районе порта «Кавказ» за день сократилась в несколько раз.
Это очень своевременная мера, поскольку накануне запуска «Олимпиады» очереди достигали 3 тысяч машин, а время ожидания — 30-40  часов.

Николай МОРОХИН