Дата публикации: 11.04.2021

Красота — страшная сила

8bd108ae

Красота — страшная сила7 декабря исполняется 100 лет со дня рождения основателя советского автодизайна Юрия Долматовского. Долматовский — фамилия в нашей стране известная: тексты великих песен, на которых выросли целые поколения, вышли из-под пера Евгения Долматовского — младшего брата Юрия. Это слова нежного вальса «В городском саду играет духовой оркестр», песня-марш «Комсомольцы-добровольцы!», бессмертные строки «А годы летят, наши годы как птицы летят» и десятки не менее известных произведений.

Юрий Долматовский поэтом не был, но писателем — определенно. Только писал он не романы и детективы, а книги про любовь всей своей жизни — автомобиль. Не просто выкладывал на бумагу технические подробности, а излагал новые для набиравшей силы отрасли идеи, мысли…
Еще в 15-летнем возрасте молодой художник Юра Долматовский начал сотрудничать с журналами «За рулем», «Автотракторное дело», «Дорога и автомобиль» в качестве иллюстратора. В 1938 году в свет вышла его книга «Автомобильные кузова». «Советскому Союзу нужны сотни типов кузовов, выпускаемых в тысячах и сотнях тысяч экземпляров, кузовов не только практичных, технически совершенных, удобных, но и красивых», — писал автор, которому в то время едва исполнилось 25 лет. Утверждение кажется аксиоматичным, если бы сюда не вкралась красота. В те годы об этом аспекте никто особенно не задумывался, в год машин выпускалось тогда всего несколько тысяч штук, основной задачей было увеличение выпуска, тут не до красоты. Но Долматовский рассуждал: архитектура кузова должна соответствовать архитектуре окружающих автомобиль статичных объектов, автомобиль должен радовать глаз, значение имеют цвет, площадь остекления, форма фонарей, пропорции кузовных объемов. На многие годы этот фундаментальный труд стал единственным пособием по дизайну для конструкторов автотехники.
Его рисунки, выполненные в особой, почти фотографической манере, с вниманием к деталям, лишенные цветовых переходов и полутеней, поражали точностью. Долматовский был прекрасным рисовальщиком: имея перед глазами серую газетную картинку, он создавал практически рекламный плакат.
Сотрудничество Долматовского с отечественными автомобильными изданиями длилось почти 70 лет. Общее количество написанных и проиллюстрированных им статей не поддается счету, одних книг написано шестнадцать. Все они и сегодня читаются на одном дыхании. Потому что написаны с душой, с любовью, со знанием дела.
Но автожурналистикой он занимался как бы в дополнение к основной работе — долгие годы он стоял за кульманом в отраслевых институтах и предприятиях. Проектировал кузова, отрабатывал компоновки, дизайнерские решения.
Эта машина вагонной компоновки с задним расположением двигателя «НАМИ-013» задумывалась, как автомобиль повышенной комфортности. Сегодня бы такую машину назвали семейным минивэном.
Для нее впервые в Союзе была сконструирована автоматическая коробка передач. Автомобиль 1951 года выглядел, как гость из будущего. В серию модель, естественно, не пошла — нужны были массовые доступные машины.
Развитием темы комфорта и эргономики стало создание концепта городского такси «ВНИИТЭ-ПТ». ПТ — это «перспективное такси». Внутреннее пространство кузова было разделено перегородкой на две зоны — водительскую и пассажирскую. Низкий пол позволял загрузить в салон габаритный груз. Машина была рекомендована к серийному производству. Но для нее не оказалось подходящего двигателя. Если в «НАМИ-013» использовался двигатель от «ЗиМа», то для такси выбрали бюджетный вариант — 50-сильный мотор от «403-го» «Москвича». Однако надежность этого двигателя в условиях интенсивной эксплуатации не могла считаться удовлетворительной.
Все в автомобиле должно быть прекрасным, считал Долматовский. Все в автомобиле должно быть дешевым, считали руководители государства. Двигатели были маломощными, кузова — тесными и некомфортными, органы управления — неэргономичными, надежность автомобиля в целом всегда составляла 50 процентов: или сломается, или не сломается. Что поделать — советский автопром всегда жил по остаточному принципу.
Передовые конструкции Долматовского, красивые, функциональные, аэродинамические формы кузовов вызывали восхищение, но для их промышленного освоения требовалось, чтобы такие же Долматовские сидели и в директорских кабинетах.
Эксперименты с внутренним пространством Долматовский завершил созданием концепта микролитражки с мотором от ушастого «запорожца» ЗАЗ-965А. Эту заднемоторную машину конструкторы назвали «Макси»: при минимальных размерах автомобиля и мощности двигателя в 40 л.с. — максимальное использование внутреннего пространства кузова.
Чертежи автомобиля с описанием конструкции были опубликованы в журналах «Техника молодежи» и «Моделист-конструктор». Промышленность, как обычно, освоить его не смогла, зато смогли самодельщики: по дорогам СССР побежали десятки вариаций на тему «Макси» с двигателями от мотоциклов и «горбатого» «Запорожца».
В середине 70-х Долматовский сосредоточился на преподавательской и литературной работе, много рисовал и публиковался. Настоящая находка для любого издания — прекрасный слог с великолепными авторскими иллюстрациями.
Первой из книг Долматовского была «Повесть об автомобиле», изданная еще в 1950 году. Конечно, она не лишена идеологических моментов, которые сегодня способны вызвать улыбку, но в те годы являлись обязательным условием для тиражирования книжной продукции. Также широкую известность получили книги «Автомобиль в движении», 1957; «Мне нужен автомобиль», 1967; «Беседы об автомобиле», 1976; «Автомобиль за 100 лет», 1986.

Сергей БОГАТИКОВ