Дата публикации: 11.04.2021

Кстово просит электричку

8bd108ae

Кстово просит электричкуГород-спутник Нижнего Новгорода предложил железнодорожникам совместный проект.

Кстово по меркам Нижегородской области — город немаленький. Шестой по размерам: 67 тысяч жителей.
В довоенные годы Кстово было просто большим селом в тридцати километрах от Нижнего Новгорода на Волге и на Казанке — в ту пору еще не заасфальтированной дороге на восток. К селу, к его хлебным элеваторам на пристани подвели в ту пору железнодорожную ветку от станции Ройка на линии Н. Новгород—Арзамас.
В 1950-х годах ветку продлили — на ее новой конечной станции Зелецино вырос один из крупнейших нефтеперерабатывающих комплексов. А в стороне от промзоны и от старого села пролегли улицы нового города. Сегодня, зная это, легко представить себе поток транспорта между двумя городами. Многие кстовчане работают и учатся в Нижнем Новгороде, а навстречу, в промзону, тоже едут утром тысячи нижегородцев. Вдобавок за Кстовом находится множество нижегородских дачных участков.
Два соседних города связаны четырьмя шоссе. Только официальных регулярных рейсов по одиннадцати маршрутам в разные части Нижнего Новгорода в расписании кстовской автостанции — 219. А рядом толкутся еще частники с «газелями». Ежедневный пассажиропоток между двумя городами администрация Кстовского района оценивает в 65 тыс. человек!
— Многие пользуются своими машинами, — говорит замглавы администрации Кстовского района Сергей Давыдов. — Но результат здесь предсказуем: еще несколько лет назад от центра до центра можно было доехать за полчаса, сейчас считается хорошо, если доберешься за час.
Власти Нижнего Новгорода, желая освободить улицы от транспорта, намерены вынести на самую окраину автостанцию кстовского направления. Пока она находится в районе площади Сенной — в трех километрах от центра, рядом с несколькими вузами. У кстовских пассажиров остается последнее преиму­щество: в черте Ниж­него Новгорода пригородные автобусы-экспрессы идут без официальных остановок. Но еще год-другой — и их пересадят на окраине в переполненные городские автобусы. Поездка явно станет мучительнее и дольше.
Кстовские власти задумались: не предложить ли пассажирам поезд? Железнодорожная линия здесь менее всего приспособлена сейчас для пассажирских перевозок. В бытность Кстова селом на его окраине построили вокзал, пустили два пригородных поезда с Казанского вокзала города Горького. Но Кстово в своем развитии отошло в сторону от станции, заборы баз, производственных участков наглухо блокировали подходы к вокзалу. Он в конце концов закрылся и был снесен. Казанская дорога превратилась в магистраль «М‑7», которая поначалу казалась безупречной. И город самонадеянно уверился, что наступила эпоха автобуса. В 1970‑х годах закрылся Казанский вокзал в областном центре, поезда стали прибывать на его окраину, на станцию Мыза. И постепенно терять пассажиров. Под конец это были уже только две рабочие электрички в Зелецино для железнодорожников, и те год назад отменили. Расстояние между станциями Кстово и Мыза — 24 километра.
— Мы обратились на Горьковскую железную дорогу с предложением организовать движение поездов от Мызы до Кстова и совместно построить у нас новый вокзал. Думаю, что это единственный выход из ситуации. Надо видеть перспективу: наш город продолжает расти, строятся и реконструируются предприятия, есть серьезная и обширная программа на ближайшие годы. Нормальную связь с Нижним Новгородом может обеспечить только железная дорога, — считает Сергей Давыдов. — Нашли понимание. Очень благодарны за это начальнику Горьковской железной дороги Анатолию Лесуну, ее специалистам, с которыми сейчас работает администрация района.
Районные власти предложили дороге реконструировать станцию Кстово, продлить ее пути на пустырь возле автомагистрали «М-7» и общими усилиями построить там вокзал, совмещенный с автобусным — это удобная точка для транзитного транспорта. Ведь вдобавок на противоположной стороне автотрассы планируется отвести место под строительство нового жилого района. В результате вокзал окажется на бойком месте.
Тем временем институт «Нижегороджелдорпроект» представил предварительную проработку вокзала. Ее создатель Татьяна Козлович, автор недавно построенного вокзала в Коврове и архитектурных решений системы аэроэкспресса в Казани, предложила придать кстовскому транспортно-пересадочному узлу оригинальные, авангардные формы. Треугольное здание, чем-то похожее в плане на балалайку, будет иметь выход со второго этажа на пешеходный мост над автомагистралью. Первый этаж поделят автовокзал и пригородная пассажирская компания, там будут кассы, турникеты, выход на платформу с двумя путями. Управление автомагистрали «М-7» уже выдало свои техусловия для проектирования.
Предварительно вокзал оценивается менее, чем в 700 млн руб. Часть средств будет получена от продажи земли на месте нынешней автостанции. Кстовские власти определяются с инвесторами: ожидается, что ими станут не только район и область, но и частный бизнес. Вокзал — привлекательное место для торговли и предприятий общественного питания.
В рамках проекта предстоит построить линию в обход станции Ройка. Иначе поездам придется там «менять голову», теряя на это 10 минут. Серьезные работы предстоят и на станции ­Мыза. Пока что для пассажиров там — единственная платформа с лавочками и контейнером-кассой. Это несерьезно. Горьковская железная дорога несколько раз за последние годы предлагала развить Мызу до полноценного вокзала, хотя бы пригородного, готовили проекты. Но региональные власти заказывали от Мызы даже в летнее время всего три пары поездов и игнорировали предложения. Теперь же городские власти Нижнего Новгорода сообщили кстовчанам, что намерены превратить станцию Мыза в транспортно-пересадочный узел. Рядом с ней начинается линия трамвая в центр города. И хотя от нее в центр надо ехать по забитому транспортом проспекту Гагарина, у тех, кто пересядет на ­Мызе в трамвай, проблем не будет: он идет по отдельной полосе.
— При таком раскладе поезда Кстово—Мыза не должны приносить убытки, — считает начальник пассажирской службы ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» Леонид Тихонов.
— Когда начнут ходить электрички, мы должны будем убедить наших земляков, что это самый быстрый и выгодный вариант поездки, современный и цивилизованный. В пути — 20 минут. Интервалы в пиковое время, я надеюсь, будут около получаса, в остальное — час. И люди не захотят больше ехать через пробки, — говорит Сергей Давыдов.

Николай МОРОХИН