Дата публикации: 11.04.2021

Культурный разговор

8bd108ae

Культурный разговорЛев ДОДИН: «Не называйте культурой то, что культурой не является»
Прав ли тот, кто говорит, что серьезное искусство все меньше интересует людей? Мол, ему на смену пришел развлекательный аттракцион, интертеймент. Что об этом думает художественный руководитель Санкт-Петербургского академического Малого драматического театра Лев Додин?
— Лев Абрамович, современные театральные режиссеры любят экспериментировать с классикой, в качестве допинга для зрителей делают разные вкрапления. Есть ли в ваших постановках такие отклонения от первоисточника? И вообще что такое классика в чистом виде?— Я не очень понимаю, что такое классика в чистом виде. Для меня Чехов — очень современный автор, может быть, современнее многих современников. Поэтому он, на мой взгляд, не нуждается в каких-то дополнительных допингах. Он сам — сильный допинг, надо только суметь его понять, переварить и что-то осмысленное из него извлечь. Потому что с годами мы, как это ни странно, все больше отучаемся что-то осмысленное извлекать.
Делаешь спектакль не потому, что тебе хочется сделать как-то особенно, а стараешься выразить то, что тебе кажется единственно возможным и правильным. Все остальное неважно. А уж что получается в результате — классика или не классика — кто его знает. Я вообще думаю, что все эти деления относительны. Другой делает все наоборот и ему это кажется единственно правильным, и для него это — классика. Для этого и существуют, например, чеховские тексты, кто бы, что бы с ними ни делал. Это замечательная возможность каждому найти в них что-то свое.— Ваш театр участвует в программе Сочинского фестиваля искусств. В следующем году в Сочи будут проходить Олимпийские игры. Следите за спортивными событиями?— Нет. Но я просматриваю последние страницы газет, а поскольку о спорте пишут гораздо больше, чем о культуре, то волей или неволей приходится быть в курсе того, кто у кого выиграл, кто куда перешел, кому сколько миллионов заплатили. Это вызывает у меня иронию, потому что на один миллион, заплаченный за чьи-то ноги, можно построить, если не театр, то, во всяком случае, очень хороший спектакль. Это вещи несоизмеримые.
Наверное, находясь в столице Олимпийских игр, говорить это не положено, но я не очень верю в то, что спорт вызывает добрые чувства. Мне кажется, что игровой спорт, в особенности, не только развращает людей как всякая зрелищная индустрия, а еще и разжигает грубые эмоции в человеке. Не только в России, это во всем мире. Так что у меня он симпатий не вызывает, кроме, может быть, таких красивых видов спорта, как художественная или спортивная гимнастика. Вызывает уважение само желание человека испытать экстремальные чувства, но я думаю, если эту энергию, желание экстремальности потратить на улучшение жизни — чужой или своей собственной — то можно было бы многое совершить.— На Сочинский фестиваль вы привезли легендарный спектакль «Дядя Ваня», удостоенный двух премий «Золотая маска»? Не могу не спросить про декорации: почему снопы сена расположены над головами участников?— Во-первых, это красиво, а во-вторых, надо смотреть спектакль, тогда поймете. По ходу действия становится ясно, что все это не лишено смысла. Кстати, это декорации великого художника, к сожалению, недавно ушедшего из жизни, Давида Боровского, с которым мы много лет работали. Это его пространство, и оно мне кажется замечательным, независимо от спектакля.— Почему, говоря словами Чехова, русский человек больше других мечтает увидеть «небо в алмазах»? Чего ему не хватает в реальной жизни?— Да, не только русские, все мечтают о том, что они когда-нибудь увидят небо в алмазах или надеются на это. Если верить, что после физической жизни что-то еще есть, а Чехов говорит именно об этом — «небо в алмазах». Почему-то это всегда забывают. Просто русский писатель Чехов, как и Толстой, и Достоевский, наиболее открыто эту страсть, это желание, эту потребность человеческую высказали. Поэтому так отзывчив мир на этих авторов. И потому Чехов сегодня — самый ставящийся драматург в мире. Его знают везде, как родного. Мы играли Чехова на всех материках, кроме Антарктиды. И «Дядю Ваню», и «Три сестры» мы недавно играли в Нью-Йорке.
По тому, как смотрят, как реагируют, видно, что люди воспринимают Чехова как абсолютно современного автора. Ну и потом, я думаю, что в России всегда жить было немножко труднее, чем на Западе, хотя там тоже жизнь нелегкая. А чем тяжелее жизнь, тем больше хочется увидеть, если не жизнь в алмазах, то хотя бы небо в алмазах.— Как вам современный театральный зритель?— Мы много ездим по миру, а в последние годы стараемся чаще ездить по России, и везде обнаруживаем, что зритель гораздо лучше, скажем так, чем мы этого ожидали. Нас часто пугают, дескать, не расстраивайтесь, если начнут уходить, мол, к серьезным вещам у нас не привыкли. Но нам кажется, что и серьезные вещи понимают, и не скучают, и плачут, и смотрят, и читают внутренние тексты. Мне кажется, что людям свойственна тяга к настоящему искусству в гораздо большей степени, чем о них думают и даже, чем они сами о себе думают. Человек, пока ему не дашь возможность попробовать, не знает, нужно ему это или нет.— Лев Абрамович, ваш театр много гастролирует по стране и за рубежом. Успеваете ли следить за культурными процессами, происходящими в Москве?— Если честно говорить, не успеваю. Понимаю, что в столице идет бурная жизнь, но мы немножко в стороне. Вообще я думаю, что любая бурная жизнь — это прекрасно, если только это не имитация бурной жизни. А как отделить одно от другого? Для этого нужно быть внутри процесса, тогда можно разобраться. Это значит, надо на неделю поехать в Москву, одному, без труппы, без обязательств и посмотреть спектакли. Но когда оказываешься с гастролями в Москве, то не вылезаешь из театра, потому что все время репетиции, спектакли, гости, волнения. А значит, нужно выбирать между чужими спектаклями и собственными репетициями. И выбираешь собственные репетиции.— Московская публика сильно отличается от питерской?— Отличается. Она более нервная, возбужденная.— Можно надеяться, что ваш театр будет чаще бывать в столице?— Мы бываем. Недавно выступали на сцене театра Станиславского, осенью будут большие гастроли. Приходите к нам на спектакли.

Беседовал Игорь ЛОГВИНОВ