Дата публикации: 12.04.2021

Логистика с перспективой

8bd108ae

Логистика с перспективойВ сентябре в окрестностях Нижнего Новгорода Горьковская железная дорога открыла крупнейший в Поволжье грузовой терминал.

Масштабный комплекс построен в соответствии с Концепцией создания терминально-логистических центров (ТЛЦ) на
территории России, которая была одобрена в 2012 году правлением ОАО «РЖД». Состоит он из путей, предназначенных для грузовых операций, огороженной и освещенной площадки с усиленным покрытием на пять тысяч автопоездов — она сравнима по размерам с аэродромом, зоны погрузки и выгрузки, административно-бытового и технического корпусов.

Грузовым станциям настала пора покидать центры крупнейших городов — они занимают дорогую и нужную для других
целей землю, требуют подъездных путей, а фуры, идущие к ним, загромождают улицы. Но и на окраинах, и в окрестностях найти сейчас для них большой удобный участок тоже непросто.

Новый центр создан в Доскине. Это станция на границе Нижнего Новгорода и Дзержинска, причем на самой границе —
так что четная платформа находится в одном, а нечетная — в другом городе. 58 га для ТЛЦ были отведены на бросовых заболоченных землях в трех километрах к северу от станции. Обустроить место было непросто. Однако оно того стоило: совсем рядом — автомагистраль М7 «Волга». В десяти километрах — аэропорт и в 15-ти — окский грузовой
порт в Дзержинске.



Терминал начал принимать самые различные инертные грузы, отправлять новые автомобили, выпущенные «Группой ГАЗ».
О намерениях работать здесь с большими объемами перевозимой колесной техники заявила накануне открытия крупная логистическая компания GEFCO, контрольный пакет акций которой принадлежит ОАО «РЖД».

Однако уже сейчас совершенно очевидно, что такой вроде бы большой по размерам терминал в самое короткое время
исчерпает свои возможности. Потребуются новые решения, чтобы обеспечить грузоперевозки.

Нагрузка на автотрассу М7 за последние годы росла как снежный ком. Еще в конце ХХ века четыре полосы на ней виделись решением всех проблем. Но уже вскоре пробки поразили подмосковные участки трассы, потом перекинулись на весь отрезок от столицы до Владимира. Сейчас в затор легко попасть и вблизи Нижнего Новгорода. Тем более, что сегодня это самый крупный в России город, где федеральная автотрасса не имеет обхода. Нет, он, конечно, строится — уже 33 года. Но надо признать, что самые большие сдвиги в этом деле были сделаны при советской власти: тогда почти полностью был
построен мост через Оку.

Сейчас дороге не хватает последнего, но довольно длинного восточного участка, из-за чего транзитный транспорт все равно идет 16 километров по городским улицам. Строительство его задержал на несколько лет скандал, случившийся после процедуры торгов — итоги были отменены из-за того, что победителем стала фирма, предложившая не самые выгодные условия выполнения задачи. С этими событиями в Нижнем Новгороде связали немедленную отставку одного из ключевых вице-губернаторов шанцевского правительства.

Логистический центр удалось расположить так, что к нему удобно подъехать с трассы М7, ведущей в город. И после постройки обхода он не окажется в стороне — ТЛЦ практически рядом с развилкой современной магистрали и ее перспективного направления.

Горьковской магистрали хотелось бы развивать ТЛЦ в Доскине и дальше: такого удобного места вблизи Нижнего
Новгорода просто нет. Однако соседние с построенным центром участки обременены почти двумя десятками инвестиционных заявок, которые в разное время были удовлетворены регионом, но уже годами не реализуются.

Пока строился комплекс, шла проработка проекта его перспективного развития, были тщательно изучены все нереализованные инвестиционные предложения соседей по территории. И дорога предложила правительству Нижегородской области концепцию развития, расширения комплекса до 300 га в ближайшие 3-4 года. Специалисты дороги и института
«Нижегороджелдорпроект» вписали ее в генеральный план развития Нижнего Новгорода, увязали с намеченной прокладкой новых автодорог, с перспективой отвода участков под жилую и промышленную застройку.

Поскольку намерения большинства инвесторов на соседних участках не были в срок реализованы, дорога предложила
правительству создать рабочую группу для землеустроительной подготовки строительства второй очереди. В комплекс должны войти также новые выходы от терминала к трассе М7 и соединительная железнодорожная линия к станции Игумново. Она позволила бы, не меняя направления движения, отправлять поезда на Москву и принимать их оттуда.

На новых площадях будут развернуты мощности для работы с навалочными, инертными грузами, а также с крупнотоннажными контейнерами. Сейчас работа с контейнерами в Нижнем Новгороде ведется на станции Костариха. Но старые небольшие контейнеры и перспективные крупнотоннажные — это большая разница. В одном случае легко управляется небольшой грузовик, в другом требуется автопоезд, а ему — место для маневра. На территориях Костарихи стало тесно, а подъезжать к ней на автотранспорте нужно, петляя по узким улицам.

Особый вопрос — контрейлерные перевозки. Слово, знакомое пока не всем. Означает оно транспортировку в специальных вагонах грузовых фур. Именно таким способом, по словам начальника ГЖД Анатолия Лесуна, Горьковская железная дорога предложит вскоре решить проблему автотрассы М7. Других вариантов пока просто нет.



Между Москвой и Нижним Новгородом, как известно, проектируется высокоскоростная магистраль. Ее постройка даст возможность разгрузить действующую сейчас железнодорожную линию. В последние годы она в основном специализирована на пассажирском, в том числе скоростном движении. Это закладывается и в конструкции пути: на кривых возвышение одного рельса над другим рассчитано на меньший вес поезда и более высокую скорость. Это подразумевает и график: «Сапсан» не может идти в одном потоке с грузовыми поездами — они должны уступить ему дорогу, причем не просто остановиться на несколько перегонов вперед — на соседних путях вообще не должно быть, например, составов с сыпучими грузами.

Но отдав все экспрессы новой линии, старая сможет принять большой поток грузовых поездов, в том числе контрейлерных. Фуры будут проходить перегруженный участок между Москвой и Нижним Новгородом на платформах с высокой скоростью. Поволжье снова станет легко достижимым для грузового автотранспорта.

Власть согласилась на совещании с доводами дороги и будет решать вопросы об отводе под расширение терминала новых
территорий на границах Нижнего Новгорода и Дзержинска.

— Считаю, что логистический центр — это важнейший для региона объект, — сказала и.о. заместителя губернатора
Наталья Казачкова. — Логистика — основной критерий, которым руководствуются инвесторы при выборе площадок. Центр в Доскине объединит различные виды транспорта и будет работать на то, чтобы инвестиции в регион увеличивались.

Николай МОРОХИН