Дата публикации: 11.04.2021

Москву ставят на счетчик

8bd108ae

Москву ставят на счетчикВласти столицы приняли неприятное, но важное решение: парковка в центре Москвы будет платной.
есплатных парковочных мест на центральных улицах Москвы больше не будет. Стоянка автомобиля в пределах Бульварного кольца с 1 января будущего года будет стоить 50 рублей в час. Пилотный проект запускается с 1 октября 2012 года на Театральной площади, на Петровке и в Каретном ряду.

Мы привыкли, что действия власти, как правило, направлены против граждан. Соответственно, на каждую властную инициативу у здравомыслящего гражданина всегда найдутся возражения, переходящие в поток желчи. Первое впечатление от инициативы нынешней — она такая же антинародная, как и предыдущие нововведения: сделать людям плохо и нажиться на них.
Люди отчасти правы. С 1 июля в Москве введены 3-тысячные штрафы за езду по полосам, предназначенным для общественного транспорта. Но откуда взялись эти полосы? Их отобрали у автомобилистов. Причем зачастую эти полосы отрисованы в таких местах, где никакого общественного транспорта и нет. Так, например, происходит на участке Волоколамского шоссе от станции метро «Тушинская» в направлении центра города. Людям приходится тратить на проезд двухкилометрового отрезка свыше часа. До 1 июля, то есть до того, как были введены драконовские штрафы и многие пользовались полосой для общественного транспорта, проезд в этом месте занимал максимум 10 минут. Это, конечно, типичное издевательство над людьми.
Но, продолжая разговор о парковке, в центре города трудно и припарковаться, и проехать. И это мы все себе обеспечили самостоятельно, без участия властей.
В чем проблема? В том, что часть граждан оставляет свои автомобили на проезжей части на длительное время. Проезжая часть сужается, проезд затрудняется, возникают «пробки». Представьте себе офисное здание с длинным и узким коридором. А из кабинетов, расположенных по обе стороны коридора, обитатели начинают выставлять старую мебель, оргтехнику. Ходить по коридору становится трудно. А если начнут загромождать «места общего пользования», то все встанут на уши.
Так и на улицах Москвы, которые, если посмотреть на город с высоты, являются очень-очень узкими коридорами. Вдумайтесь в название «проезжая часть». Дорога громадной стоимости существует для того, чтобы по ней проезжали, то есть двигались, а не омертвляли ее брошенными «тачками» — нельзя превращать проезжую часть для всех в парковку для меньшинства.
Улицы в Москве неширокие. Если улица имеет по две полосы движения в каждую сторону, то припаркованные вдоль тротуара автомобили сокращают пропускную способность проезжей части вдвое. А ведь многие улицы в Москве имеют лишь по одной полосе движения, улиц с тремя полосами в каждую сторону в Москве кот наплакал, тем более в центре. Получается, что меньшинство портит жизнь всем остальным. Часто приходится видеть, как те машины, которым места у обочины не хватило, стоят вторым рядом со включенной «аварийкой».
Как-то раз мэр столицы Сергей Собянин заметил, что каждый автовладелец должен иметь в Москве по три парковки: дома, на работе и еще в каком-нибудь общественном месте. Но проза жизни такова, что у большинства горожан нет даже одной. При постоянно растущем парке личного автотранспорта ликвидировать дефицит парковочных мест в столице не удастся никогда — столица не резиновая. В начале своего правления Собянин пообещал избавить Москву от «пробок» и нехватки парковочных мест в течение пяти лет. Но не случилось. С одной стороны, пять лет еще не прошло, а с другой — прирост автопарка в Москве намного превосходит возможности строителей и дорожников.
Услышав озвученные Департаментом транспорта Москвы тарифы на парковку, пользователи Сети в блогах начали подсчитывать убытки автовладельцев за сутки, месяц, год… Москва оказалась по стоимости парковки между Нью-Йорком и Лондоном, где за парковку легко можно выложить до $1000 в месяц. Простите, но ведь люди идут на это сознательно, никто их не принуждает брать с собой на работу автомобиль. А если они его берут, значит могут себе это позволить. К примеру, кому-то хочется обедать в ресторане, хотя можно купить продукты в магазине и приготовить их дома. Никто же не возмущается ресторанными ценами! В транспортном вопросе выбор у жителей и гостей Москвы всегда есть — городской транспорт работает в столице хорошо.
Другой вопрос, что инфраструктура города не обеспечивает стыковку частного и общественного транспорта. Если человек едет в столицу из области, то ему попросту негде надежно и безопасно оставить свою машину с тем, чтобы пересесть на общественный транспорт. Власти не обеспечили строительство достаточного количества перехватывающих парковок, не захотели вкладываться в подземные или наземные паркинги. Недаром те торговые центры, которые возвели такие паркинги, ввели правило: три часа бесплатно, потом начинает действовать жесткий тариф. Это сделано именно для того, чтобы их парковочными площадями не злоупотребляли обитатели окрестных офисов и жилых домов.
Первое впечатление от введения платной парковки — шок, и это настроение хорошо выразил председатель Движения автомобилистов России ДАР Виктор Похмелкин: «Я считаю неправильным объявлять плату за то, что до этого было бесплатным. Если бы речь шла о каком-то обустройстве этих парковочных мест, о дополнительных услугах — скажем, об охране — тогда я бы понимал, что да, есть в этом определенная экономическая и социальная обоснованность. Но когда просто взяли то, что вчера было бесплатным, и сделали платным, это мне кажется неоправданным ни юридически, ни социально». Но это фактически детский лепет: жил-был ребенок и все для него было бесплатно, а потом вырос — и все только за деньги. Проблема скорее психологическая.
Среди сторонников вводимых мер — научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: «Любой автомобиль, если это не такси и не развозчик пиццы, больше 90% времени стоит. Когда в городе много автомобилей, первый вопрос — где они ночуют? И где проводят время днем? В Москве этот вопрос двадцать лет никак не решался. У нас сохранялся режим free parking. Где захотел, там и встал. Сохранять такой режим в большом городе невозможно. Американцы это поняли в 1930-х годах, европейцы — после Второй мировой войны. В 1960-е годы это уже поняли все. А мы только в этом году».
Из сложившейся ситуации есть два выхода: платность и запрет. Но запретительная мера не универсальна — слишком много предприятий и учреждений расположено в центральной части города, и лишить людей возможности подъезда к ним означает заблокировать работу этих организаций. Поэтому разумный выход — сделать парковку платной. И платная парковка намного легче в социальном плане, нежели платный въезд в центр города. Ведь в последнем случае «пострадавшими» оказываются все — и кому в центр надо по делам, и кто следует через него транзитом.
Есть надежда на то, что введение платности окажется эффективной мерой: сработает главное человеческое качество, мягко назовем его «экономность». Представьте себе, что вы часто заезжаете за продуктами в один и тот же супермаркет. И вдруг парковку возле него сделали платной. Число покупателей тут же упадет, привлекательность торгового центра снизится. Как говорил герой одного фильма, для нас, миллионеров, самым приятным словом на свете является слово «бесплатно».
Люди умеют считать деньги, никто тысячами бросаться не собирается. И если человек тащит с собой в центр города машину, значит она ему действительно необходима, либо расходы на парковку для него несущественны. Есть же люди, покупающие и эксплуатирующие автомобиль под лозунгом «fuck fuel economy». Точно таким же может быть отношение и к парковочному тарифу. Ну и флаг им в руки, пусть платят. А нормальный бюджетный вариант — поездка на метро, хотя многие и стесняются такого способа передвижения.
Опять же платная парковка в центре — еще один повод к сокращению числа предприятий в центре города: зачем устраивать неудобства своим сотрудникам и клиентам? Меньше народа — больше кислорода, да здравствуют деньги — универсальный регулятор.
Еще несколько лет назад, будучи в Минске, обратил внимание на то, что чиновники, спешащие в началу рабочего дня в правительственные здания на Октябрьской площади, с портфелями и папками двигаются пешком от ближайшей станции метро, как в Москве образца пятидесятых годов прошлого века. А у здания стоят одна-две «Волги». Сладостная картина. Понятно, что за всем этим благолепием маячил гласный или негласный указ «батьки», но транспортное благополучие было обеспечено полнейшее. И чиновникам моцион, и всем остальным проезд без проблем. Очень хочется, чтобы так было и в Москве. Но в Москве так не будет. Проблемы будут обеспечены всем, кроме чиновников.
Возможно, введение платных парковок даст импульс к сооружению комфортабельных подземных паркингов. Как только парковка на проезжей части становится дороже, чем в каком-нибудь подземном паркинге, там сразу вырастает наполняемость, а по соседству начинают строиться другие паркинги. Справится ли метро с возросшим потоком пассажиров? Хочется верить, что справится как до сих пор справлялось со всеми «вызовами времени».

Юрий АКИМОВ