Дата публикации: 12.04.2021

Не корысти ради…

8bd108ae

Не корысти ради…Многие cимферопольцы и не подозревают, что в столице Крыма когда‑то действовал крупный авиазавод — один из 16 авиазаводов Российской империи. Назывался этот завод «Анатра». Теперь это имя носит один из городских микрорайонов. В нынешнем году исполняется ровно 100 лет с основания симферопольского авиазавода «Анатра».

От авто — к авиа
Предприниматель и промышленник Артур Анатра
В 1907 году 32‑летний предприниматель и промышленник Артур Анатра принял участие в одной из первых на территории Российской Империи автомобильных гонок, организованных при его финансовой поддержке. Гонка 28 автомобилей проходила по маршруту Одесса — Николаев.
В 1908 году бизнесмен становится одним из учредителей Одесского аэроклуба (ОАК).
8 (21) марта 1910 года на поле Одесского ипподрома состоялись первые показательные полеты Михаила Ефимова. При скоплении около 100 тыс. человек он поднимался в небо пять раз. Третий полет был совершен с первым авиапассажиром — президентом ОАК Артуром Анатрой, который сразу после приземления сказал репортерам: «Я привык к воздушным шарам, но на аэроплане испытал совершенно новое чувство — гордость за человека, одержавшего победу над воздушной стихией. Трудно передать, какой восторг охватил меня, когда мы оторвались от земли и плавно понеслись туда, куда хотел авиатор».




Щедрость — не порок
15 июня 1910 года по инициативе А. Анатры при Одесском аэроклубе был открыт военно-авиационный класс с бесплатной формой обучения. Для его устройства Анатра, занимавший также пост вице-президента Новороссийского общества поощрения коннозаводства, предоставил ипподром этого общества и подарил аэроплан «Блерио». В 1911 году авиакласс был преобразован в авиашколу, при которой было открыто отделение с платной формой обучения для гражданских лиц. К началу 1916 года образцово содержавшаяся на средства Анатры школа насчитывала около ста курсантов, шло строительство новых корпусов на 200 учащихся.
Параллельно развивалась предпринимательская деятельность. В Одессе Анатра строил французские лицензионные самолеты с 1913 года. Импульс росту предприятия дала Первая мировая война. «Завод аэропланов Анатра» начинает получать крупные заказы от военного ведомства. Одесса становится одним из центров самолетостроения в России.
К заводу, расположенному в 12 верстах от города, А. Анатра подвел железнодорожную ветку, приобрел вагоны и два паровоза. Соединив предприятие с городом, он решил транспортную задачу по подвозу материалов, вывозу готовой продукции, также поездами обслуживалось более 1500 сотрудников завода. В лучшие годы — 1915‑1917 — предприятие в Одессе выпускало до 80 самолетов в месяц.


Развеянный миф
Принято считать, что в Первую Мировую войну русские летчики воевали на иностранных машинах. Действительно, большинство самолетов Императорского воздушного флота было построено по французским чертежам, хотя и на российских заводах. Среди русских конструкций — только знаменитые бомбардировщики «Илья Муромец» да летающие лодки Григоровича. Но было еще целое семейство боевых машин—«Анатра», которые получили гораздо меньшую известность, чем те же «Муромцы», хотя построено их было намного больше. В качестве курьеза можно отметить, что «Анатра» и по сей день остается самым массовым самолетом, разработанным в России (не в СССР, а именно в России, включая нынешние, постсоветские времена).
Фирма «Анатра» начиналась со сборки французских самолетов. Но в середине 1915‑го главный конструктор завода инженер Э. Декан решил спроектировать аэроплан собственной конструкции, оптимизированный для производства в местных условиях. В соответствии с нуждами фронта он начал разработку двухместного многоцелевого самолета, пригодного для роли разведчика, корректировщика и легкого бомбардировщика.
19 декабря 1915 года самолет «Анатра» тип «Д» впервые поднялся в воздух. Главным его недостатком была малая тяговооруженность: 100‑сильный мотор «Гном» был слабоват для двухместной машины с бомбовой нагрузкой. Тогда Артур Анатра решил строить собственный моторный завод.


Саботаж
19 октября 1916 г. было принято решение откомандировать во Францию за счет фирмы 50 «нижних чинов» для обучения двигателестроению. Были заключены контракты на приобретение оборудования. Но политика внесли коррективы в экономику. В начале 1917 г. французское правительство задержало 110 ранее оплаченных станков — для «удовлетворения собственных потребностей». В дальнейшем стало ясно, что везти в Россию их уже не придется. По состоянию на 13 февраля 1918 года ни один станок на завод не прибыл. 19 единиц оборудования находились на станции в Симферополе, 54 — в Архангельске, а еще около 300 не покинули пределов Франции. Несмотря на то, что цеха были готовы к приему оборудования, авиамоторный завод в Симферополе так и не появился.
К этому времени на фирме «Анатра», превратившейся в один из крупнейших авиакомплексов России, работало более 2500 рабочих и около 330 служащих. Потенциальная мощность фирмы — до 100 самолетов в месяц. С 1914 до начала 1918 года было построено 1156 самолетов (1056 в Одессе и 100 в Симферополе).
За высокий вклад в развитие отечественной авиации Артур Антонович Анатра даже был награжден орденом Святого Владимира 4‑й степени.
Накануне революции состоялись испытания нескольких новых конструкций. Но этим проектам сбыться было не суждено. 9 января 1918 года на заседании Совнаркома под председательством И. В. Сталина был принят декрет о конфискации завода «Анатра».

Непримиримый
14 марта 1918 года Одесса была оккупирована австро-венгерскими войсками. На заводе «Анатра» к тому времени скопилось 242 готовых самолета и 149 — в разной степени готовности.
В апреле после летных испытаний модель «Анасаль» была принята на вооружение австро-венгерской авиации, в мае с Артуром Анатрой был заключен контракт на поставку 200 таких самолетов. Но на заводе начались беспорядки: в строящиеся аэропланы закладывались дефекты, 29 июня 1918 года были сожжены 20 готовых аэропланов. Несмотря на эти события, к концу октября количество отправленных в Австрию самолетов составило 180 единиц.
В тяжелейший для фирмы период экономической разрухи энтузиаст авиации Артур Анатра все же пытается реализовывать новые идеи — в оккупированной Одессе организовывается служба авиатакси. Но все это не помогает. Не мирясь с новой реальностью, Анатра эмигрирует за границу в начале 1919 года, покинув Одессу на собственном самолете.

В сердце Крыма
В 1914 году Артур Антонович Анатра купил в Симферополе земли для постройки авиационного завода. Это была не бизнес-идея, а необходимость: портфель заказов был сформирован, мощностей завода в Одессе не хватало, пришла пора расширять производство. В 1915 году новое предприятие дало первую продукцию: истребители «Ньюпор-4» и «Ньюпор-17».
На симферопольском заводе работало 735 высококвалифицированных рабочих, из них 150 были переведены из Петрограда. С началом революционных событий большевики парализовали работу предприятия.
В 1920 году, после окончания Гражданской войны, бывший завод «Анатра» включен в перечень действующих оборонных заводов с наименованием «Государственный авиационный завод № 15».
ГАЗ-15 пытается встать на ноги. Выпуск самолетов достиг 7 единиц в месяц. Освоен капитальный ремонт старых «Фарманов», «Хевилендов», «Ньюпоров», «Сопвичей», «Моранов», «Виккерсов». Но разруха добивает предприятие, денег нет, рабочие бегут. Последний год работы — 1922‑й. С января по май завод еще выпускает из ремонта 12 самолетов, 3 броневика, 2 автомобиля и один мотоцикл. 1 июля 1922 года приезжает ликвидационная комиссия, вывозится все оборудование.
Впоследствии в заводских корпусах разместилась кожгалантерейная фабрика, которая работала в советское время.
В «демократической» Украине территория завода попросту превратилась в автостоянку, а цеха — в торговые павильоны.
Но имя Анатры благодаря заводу и множеству оригинальных конструкций сохранилось в истории авиации.

Сергей БОГАТИКОВ