Невиноватая
НевиноватаяСудьба народной артистки Тамары Семиной полна таких ярких сюжетов, что переход от жизни к кино кажется почти неуловимым. К ее ногам бросали бриллианты, машины и дома – отвергала! Ей предлагали многообещающие роли, а она просила режиссеров отдать их подругам. Ей признавались в любви самые известные актеры, а она 17 лет не отходила от постели парализованного мужа.
— Тамара Петровна, это правда, что Новый Год — ваш самый любимый праздник?
— Конечно. Для меня сам факт встречи Нового Года — совершенно невероятный подарок. Я радуюсь каждому Новому Году, хочу, чтобы их было много-много. Ничего не хочу так сильно, как много новых годов. А какими уж они будут — это зависит и от нас, и от не зависящих от нас обстоятельств.
— Как вы думаете, почему люди так любят этот праздник?
— Испокон веков все от мала до велика радуются как дети: Новый Год! Новый Год! А если подумать: что тут такого? На циферблате та же полночь, в которую мы 364 раза в году привыкли спать. Но на 365‑й день она становится необыкновенной. Может быть потому, что за 31 декабря идет 1 января — день номер один, с которого в нашей жизни начинается новый отсчет?
— Каким был уходящий год для вас?
— Рабочим: съемки, встречи со зрителями, концерты. В этом году у меня целых четыре роли на экране. Три небольшие — по 2‑4 серии, а одна очень «волнительная» — есть такое дурацкое слово. Я получила роскошное предложение от режиссера Олега Газе сниматься в фильме «Линия Марты», там прекрасный актерский ансамбль, звездный-презвездный.
— Это большое кино или сериал?
— Это и большое кино, и четыре телесерии.
— И вы, конечно, играете Марту?
— Марту играют несколько актрис, всех нас объединяет одно имя и одна судьба. В юности все они любили одного молодого человека, его звали Юрий. Дальше рассказывать не буду, а то будет неинтересно смотреть. Группа была очаровательная, творческая, великолепная. И актерская молодежь замечательная, и операторы, и звукооператоры, и сам режиссер, и костюмеры. А водители, какие, боже мой! Мне вообще везет на водителей. Мне до сих пор звонят ребята, которые меня возили много лет назад, монтажеры звонят, художники по костюмам. Мне даже звонит моя гримерша, работавшая на «Двух Федорах» — это мой первый фильм, он снимался в 1957 году. Она звонит и говорит: «Паразитка, столько актеров через мои руки прошли, а одна ты в сердце, одна ты».
— Знаю, что самой любимой вашей работой была и остается Катюша Маслова из «Воскресения». А какая роль самая жуткая?
— По тяжести и по обидам, которые мне нанесли после выхода картины, это, конечно, «Матерь человеческая». Чурбанов, которого совсем недавно не стало, после выхода этой картины написал в газете, что актриса совершила не только актерский, но и гражданский подвиг. Потому что я всю зиму босиком ходила, купалась в ноябре в Доне. Автор сценария Закруткин Виталий Александрович, когда посмотрел фильм, сказал: «Тамара, дорогая, что ты со мной сделала? Все, Ленинская премия гарантирована». Но Сергей Герасимов сказал, мол, она молоденькая, надо фильму «У озера» дать. За фильм «Вечный зов» мне обещали Государственную премию и тоже не дали. Мол, у нее хороший характер, не обидится.
Спасибо Ларисе Шепитько, с которой мы вместе жили в общежитии. У нее было любимое выражение «скудеющие остатки юмора». Я взяла его на вооружение. На этом я и держусь все 75 лет, на остатках юмора, иначе бы повесилась, утопилась, и не знаю, что сделала. Невозможное совершенно в этой стране отношение к человеку, к актрисе. Невозможное!
— Меня восхищает ваш жизненный настрой, в вас есть азарт, актерский кураж, драйв…
— Конечно, и я претерпеваю разные передряги, и мне бывает не так радостно, но я все это скрываю. Про меня говорят: «У нее никаких проблем, она такая веселая, всегда в прекрасной форме». Я отвечаю: «Да, я в прекрасной форме, я готова к работе все 24 часа в сутки. Скажите мне: мотор! И я тут же сыграю все, что надо». Жизнь такая короткая, что глупо проводить ее в жалобах и стенаниях: ах, я такая-растакая, мне все не то предлагают… Толку-то плакаться, что от этого изменится? Поэтому я всегда все в жизни делаю наоборот.
— Именно по этой причине вы отказывались от главных ролей в пользу коллег по цеху? В итоге вместо вас в фильмах «Журавушка», «Донская повесть» и «Угрюм-река» играла Людмила Чурсина, а красавицей-поварихой в «Стряпухе» стала Светлана Светличная. Не жалеете об этом?
— Люблю делать хорошие подарки. В результате у людей судьбы сложились, они стали звездами. И только Эллочка Некрасова и Изольда Извицкая сказали мне «спасибо», а остальные сделали вид, что не знали об этом! Я до сих пор дарю роли. Недавно подарила одной актрисе сорок серий, другой — шестнадцать. Мне говорят: остановись! А я думаю: у меня есть немножечко, пускай они сыграют.
— Я видел вас на сцене и знаю, что вы прекрасная театральная актриса, а ведь не каждая кинодива добивается успеха на подмостках…
— После первой серии «Воскресения» меня наперебой приглашали во МХАТ и в Малый театр, причем очень настойчиво. Были встречи с руководством, но я сказала, что у меня впереди вторая серия, и я не хочу быть в театре перелетной птичкой. Если я и приду в театр, то для стабильной работы в нем.
— Вам не хотелось распыляться на разные проекты, как это сейчас делает театральная молодежь?
— И я полагаю, что вы видите результаты этого. Очень обидно, что так низко упала планка актерской игры. Где эти молодые таланты? Кроме симпатичных мордашек нет ни ума, ни сердца, ни глубины — ничего. А свежесть и молодость, увы, очень быстро уходят. Они называют себя великими, все они гениальные, для них главное — появление на экране. Я называю это «фотографироваться». Нет, я даже в молодости никогда не распылялась, я если играю роль, то играю. Вероятно, поэтому до сих пор «живы» моя Катюша, моя Анфиса, та же крепостная актриса. До сих пор идут «Расскажи мне о себе», «Ксения», «Коллеги», «Чистые пруды», «Человек, которого я люблю», и много-много других картин.
Та жизнь была очень богатой на хорошие роли. Сейчас же я очень тщательно выбираю, за что браться.
— Но предложения-то есть?
— Предложений много. Я одно время даже говорила: «Боже мой, лучше бы мне ничего не предлагали». Клянусь! Актеры часто жалуются: «Ах, мы забыты, ах, нам никто ничего не предлагает, ах, мы невостребованные режиссурой». Я же говорю: «Это они мною невостребованные. И, пожалуйста, применительно ко мне не произносите это слово. Когда я сочту нужным, тогда я соглашусь».
Беседовал Игорь ЛОГВИНОВ