Дата публикации: 12.04.2021

Одиссея «Бельведера»

8bd108ae

Одиссея «Бельведера»Одному из экземпляров модели Plymouth Belvedere выпала великая миссия — стать для советских людей иллюстрацией американского образа жизни на выставке в Сокольниках в 1959 году.

После нее «Плимут» ждала удивительная судьба, полная славы, забвения и… возрождения в первоначальном блеске. Новой страницей его биографии стало участие под флагом клуба «Джанкярд» в мартовской Олдтаймер-Галерее в Сокольниках.
Впервые имя Belvedere появилось в модельном ряду марки Plymouth в 1951 году.
Belvedere в переводе с итальянского — «прекрасный вид» — так на Апеннинах называют небольшую постройку на возвышении, позволяющую обозревать окрестности. Имя оказалось удачным, и с 1954 года так называли не отдельную модель, а целый модельный ряд. Машины Belvedere стали настолько необычными, что один из боссов General Motors Харли Эрл предложил дизайнеру Chevrolet МакКичану уволиться, швырнув на стол плимутовский каталог 1957 года.
Динамичный, вытянутый силуэт, «космические» крылья, двойные фары — эти асфальтовые крейсеры вобрали в себя лучшее из эпохи «детройтского барокко», породившей такие удивительные автомобили. Именно они представляли США в Москве в 1959 году. Для советских людей американская выставка явилась чем-то вроде высадки пришельцев. Про жизнь за океаном мы тогда не знали фактически ничего. И вдруг целая сокровищница артефактов!
Автомобильная часть произвела на публику особое впечатление . Купить в частное пользование такие машины в СССР тогда было невозможно. На память о выставке у посетителей остались лишь рекламные каталоги. Многие хранят их до сих пор.
Что было потом? Американцы уехали домой, оставив часть автомобилей в Москве. Belvedere попал на «Мосфильм». Так началась его кинокарьера — время от времени советскому кинематографу требовалось показать на экране жизнь «загнивающего» Запада.
В какой-то момент машину зачем-то покрасили в черный цвет поверх оригинальной белоснежной краски. Потом в автомобиле что-то сломалось. Запчастей на заморскую диковинку не было, надобности чинить тоже. Машина встала на прикол. Американская мечта ржавела и год за годом потихоньку разваливалась на задворках «Мосфильма».
В начале «нулевых» в судьбе машины произошел перелом. Ее, как и множество других уникальных машин с «Мосфильма», едва не отправили на металлолом. Спасло чудо — иначе не назвать упорство горстки энтузиастов, вырвавших автомобиль из лап смерти. Дошли едва ли не до министра культуры, и бюрократическая махина поддалась. «Кузница фильмов» неохотно разрешила «частным лицам» выкупить то, что осталось от автомобиля.
Однако не все остались довольны таким решением. История умалчивает о мотивах поведения работников студии, но за ночь до того, как Belvedere покинул «Мосфильм», кто-то напоследок прошелся по стеклам автомобиля. Любителям олдтаймеров не нужно рассказывать, что такое утрата огромного, сложного по форме, выгнутого сразу в трех проекциях панорамного стекла.
Машина была вызволена, но не спасена. Она находилась в столь ужасающем состоянии, что никто не хотел браться за ее реставрацию. Особенно пыл охлаждал тот факт, что документы остались на «Мосфильме».
Однако «Плимуту» не суждено было пропасть. На помощь пришел коллекционер, специалист по «советским американцам» Сергей Куркин. Для него это был не ржавый хлам, не сломанная машина, а уникальная автолегенда. Обмен на новый спорткар состоялся без раздумий, и Belvedere стал частью «Джанкярда» — частной коллекции Сергея Куркина.
Почти десять лет машина ждала возрождения и, наконец, в ее судьбе совпали все необходимые факторы. Во-первых, в 2014 году Belvedere отмечает юбилей — 55 лет назад он оказался в СССР. Во-вторых, крупнейшая выставка технического антиквариата, Олдтаймер-Галерея, переехала в Сокольники, именно туда, где проходила Американская национальная выставка! Упустить возможность вернуть ту же самую машину на то же самое место, повернув время вспять, было совершенно невозможно! В-третьих, именно в это время вокруг «Плимута» собралась группа энтузиастов, готовых сделать все для того, чтобы машина ожила.
Это оказалось сложнее, чем казалось вначале. При детальном осмотре был сделан неутешительный вывод: полы и пороги прогнили, крылья, капот и багажник помяты, фары разбиты, радиаторная решетка — в утиль, салон рассыпался в прах, «родных» колес нет, стекла выбиты, львиная доля молдингов и прочего хрома отсутствует. При разборке вскрылись более серьезные проблемы: на «Мосфильме» сильно повредили радиаторную решетку и раму — металлические балки буквально смяло! Неприятными сюрпризами стали поврежденный двигатель и лопнувшие рессоры. Однако людей, которых собрал вокруг себя Belvedere, это не остановило.
Приступить к ремонту удалось только за 4 месяца до открытия Олдтаймер-Галереи. Уместить такой объем работ в столь малый срок — настоящий трудовой подвиг на грани возможного. Халтурить в столь важном проекте совершенно невозможно, так как критики тут же выявят любой недочет, да и не позволяет совесть — делалось ведь для души, а не сиюминутной выгоды.
Выходные, праздники стали трудовыми буднями, все свободное время посвящалось автомобилю. Его разобрали до винтика. Механики перебирали двигатель, стекольщики снимали мерки, металл очищали от ржавчины всеми известными методами. Важно было не пропустить ни одного рыжего пятнышка даже в самых труднодоступных местах. Одновременно с этим шла работа на «виртуальных фронтах»: разыскивались сотни наименований запчастей, от крошечного болтика до радиаторной решетки. Изучались фотографии и «мануалы», чтобы восстановить легендарный Belvedere именно в том виде, в котором он предстал перед москвичами в 1959 году.
Автомобиль как будто сам помогал в своем восстановлении: шутка ли, на машине середины прошлого века отвернулись почти все болты. Подводили, как обычно, только люди. Но недоразумения не добавляли энтузиазма, но делали команду сильнее. Сборка происходила, когда до начала выставки оставались не дни — часы.
Несмотря на скепсис всевозможных «экспертов», у коллектива реставраторов все получилось, и это в полной мере оценили посетители Олдтаймер-Галереи, которые смогли мысленно перенестись в далекий 1959-й год и воочию увидеть белоснежный Plymouth Belvedere — прекрасный автомобиль с замечательной историей.


Елена САМСОНОВА