Дата публикации: 12.04.2021

От Transaero до «Трансаэро»

8bd108ae

От Transaero до «Трансаэро»В слове «трансаэро» есть что-то успокаивающее. То, что называется таким словом, обязано быть значительным, весомым. Поэтому неудивительно, что название российской авиакомпании «Трансаэро» — единственного в России эксплуатанта гигантских аэробусов Boeing-747-400 и первого отечественного заказчика самого большого самолета современности Airbus A-380 — обрело параллель в истории. Transaero Noviplano — так назывался самый большой в мире самолет начала 1920-х годов.

Джованни Баттиста Капрони — итальянский авиаконструктор, очень самобытный, оригинальный, успешный.
В 1913 году он сказал в интервью одной итальянской газете, что скоро наступит эпоха самолетов, способных перевозить через Атлантику сто и более пассажиров. После завершения Первой мировой войны он первым начал превращать в реальность собственный прогноз.
Гидроавиация развивалась темпами ничуть не меньшими, чем сухопутная. Неудивительно, что Капрони для своего самолета тоже выбрал воду в качестве среды обитания.
Часто люди называют крыло самолета крыльями — не зная, что крыло у самолета одно, просто есть две консоли, правая и левая. У самолета Капрони было 9 (девять!) крыльев — 18 консолей, если угодно. Иными словами, это был тройной триплан, девятикрылая летающая лодка, настоящий летучий корабль!
Мощность двигателей в то время была невысокой, их надежность оставляла желать лучшего. Поэтому двигателей у Transaero было восемь. В случае отказа трех моторов самолет все еще был способен продолжать полет.
Выкатка самолета состоялась 20 января 1921 года, а 12 февраля самолет впервые поднялся в воздух. Разочарований полет не принес. Но, скорее всего, понадобились какие-то доделки или просто была непогода — следующий полет был назначен на 4 марта.
Transaero и его конструктор Джованни Капрони

На глазах у конструктора самолет разгоняется, но при взлете его нос слишком быстро уходит вверх. Хвостовая часть так и не отрывается от поверхности воды, становясь якорем, который не дает самолету взлететь. Через мгновение фюзеляж не выдерживает нагрузок и переламывается пополам: носовая часть стремительно уходит под воду, а хвостовая, внезапно вынырнув, продолжает удерживать обломки самолета на плаву. «Плод многолетней работы, поле, которое должно было стать основой для будущего авиации, все потеряно в одно мгновение!», — подводит итог изобретатель невиданного доселе летательного аппарата.

В ходе разбирательства были указаны две причины аварии: ошибка пилота, преждевременно и слишком быстро взявшего штурвал на себя, и возникшее вследствие этого перемещение по салону незакрепленного балласта — мешков с песком.
Самолет отбуксировали к берегу, а через несколько дней приступили к разборке — предполагалось строить новый экземпляр. Но правительство прекратило финансирование проекта. История единственного в мире 9-крылого самолета завершилась.
Сейчас именем Джованни Капрони назван музей аэронавтики в городе Тренто, где можно увидеть поплавки, двигатель и часть фюзеляжа Transaero.

Владислав КОНОРОВ