Дата публикации: 11.04.2021

По безлюдной технологии

8bd108ae

По безлюдной технологииУ Салтыкова-Щедрина один помещик в широком смысле страстно желал избавиться от мужика, но у него ничего не вышло. От мужика он избавился, но приобрел массу неразрешимых для себя проблем.
В наше время проблема уже не так остра — наши правители замечательно научились обходиться без своих граждан. Любые государственные проекты, будь то Олимпиада-2014, саммит АТЭС, ЧМ-2018 не создают рабочих мест для россиян, не дают заработка российским компаниям, исключая лишь некоторые олигархические структуры, пользующиеся особым доверием и расположением «вертикали власти».
Несмотря на то, что денег в экономике достаточно, люди все в большей степени утрачивают ощущение перспективы, благополучного завтрашнего дня, востре­бованности. Для государства население становится чем-то вроде травы или прелых листьев — растут, живут, умирают, не оставляя и следа. Действительно, для работы сырьевого комплекса и обслуживания властных структур хватит 5-6, максимум 10 миллионов человек. Остальные могут не беспокоиться.
Лозунг советского времени — все во имя человека, все для блага человека — не потерял своей актуальности и в условиях новой общественно-политической и экономической формации, возникшей в России на протяжении двух последних десятилетий. Правда, в прежние времена этот лозунг наполнялся конкретными и зримыми делами, чего явно не достает в наши дни. До сих пор в стране даже не приняты социальные стандарты жизни россиянина.
Бездорожье и зависимость от капризов погоды — спутники жизни большой части россиян в XXI веке.
На словах руководители государства справедливо требуют, чтобы даже небольшие достижения в социальной сфере получали дальнейшее развитие, признают важность соблюдения социальных стандартов.
Да вот беда — до сих пор эти самые социальные стандарты не обрели форму закона, а значит и государство на практике не несет ответственности за обеспечение действительно качественного уровня жизни населения. Власть сегодня отвечает только за утвержденные социальные нормы и нормативы, качество и величину которых, как правило, определяют по минимуму, порой не выдерживающему критики. Это касается потребности россиян в пропитании, услугах здравоохранения и прочих атрибутах заботы государства о своих гражданах.
Любопытна история вопроса. Еще в мае 1996 года вышел указ Президента «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий. Было установлено, что формирование системы государственных минимальных социальных стандартов должно осуществляться на единой правовой базе и общих методических принципах. Однако такие стандарты так и не были выработаны. Вместо них Правительство одобрило социальные нормы и нормативы в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта и рекомендовало органам исполнительной власти регионов и местного самоуправления использовать их при формировании своих бюджетов.
Глобальные проекты государства не создали у граждан чувства сопричастности.
И до сих пор у нас на такой почти не изменившейся основе определяют потребительскую корзину, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, базовые части трудовых пенсий, базовые программы медицинских услуг, детские пособия и прочее, качественное и количественное содержание которых вызывает у людей горькую усмешку. Именно для того, чтобы перейти от норм выживания к нормальной жизни, нам и нужны социальные стандарты.
Если в развитых европейских странах признана равная значимость социальной и экономической политики, то у нас такого пока нет. У нас даже нет узаконенных минимальных социальных стандартов, не говоря уже о стандартах среднего и повышенного уровня.
Правда, попытки принять соответствующий закон были (еще в 2003 году появился проект федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах»), но не увенчались успехом. Поэтому по сей день одной из проблем остается отсутствие единой правовой базы и общих методических принципов организации системы социальных стандартов уровня и качества жизни населения, о которых шла речь в президентском указе 1996 года.
Когда отсутствуют стандарты, актуальным становится вопрос строгого контроля за выделяемыми на решение социальных задач средствами. Это является прерогативой органов финансового мониторинга, задача которых определять, в какой степени выделенные средства и качество их расходования отвечают решению задач государственной социальной политики.
В числе этих органов — Счетные палаты России и регионов. Именно они проводят проверки расходования бюджетных средств, анализируют полученную информацию, на основе чего можно принимать взвешенные и эффективные решения. Именно благодаря этим органам были вскрыты факты, когда одна медицинская услуга оплачивалась трижды через разные фонды. Именно они обратили внимание на тревожную тенденцию последних лет, когда участились случаи смерти людей буквально у дверей медицинских учреждений, потому что вместо оказания неотложной помощи время уходит на выяснение второстепенных вопросов.
По большому счету власть заинтересована в развитии очень узкого круга отраслей.
Проверки Счетных палат привели к неутешительным выводам по поводу пенсионного обеспечения: хотя пенсии вроде бы и подрастают, но при этом едва превышают величину прожиточного минимума. Например, на закате существования Советского Союза, в 1990 году, коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате) составлял 46% при рекомендуемой международной норме в 40%. Сегодня коэффициент упал в разы. Скажем, человек, работая, получал 60-70 тысяч рублей зарплаты, а пенсия у него в итоге оказалась всего восемь тысяч рублей.
Чтобы не случалось таких метаморфоз, нужны социальные стандарты. Конечно, можно без конца ссылаться на экономические трудности, на нехватку средств, но очевидно и другое: сегодня социальная сфера финансируется по остаточному принципу, хотя мировая практика давно уже доказала, что самые выгодные инвестиции — вложения в человека. Это и надо ставить впереди телеги. У нас же экономический рост любой ценой отодвигает на задний план решение жизненно важных проблем. Хотя «плясать» надо, прежде всего, от человека: определив социальные стандарты, обеспечивающие достойный уровень жизни граждан, в соответствии с этим формировать бюджет, экономическую стратегию. Пока же интересы граждан оказываются на обочине государственной политики. Это наглядно подтверждает ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве, медицине, образовании, в других определяющих уровень жизни гражданина областях, которые сегодня все больше превращаются в сферу корыстных интересов нечистоплотных дельцов и чиновников разного уровня.
Простым гражданам достаются лишь социальные выплаты да плоды со своего подворья.


Юрий ФЕДОРОВ