Дата публикации: 11.04.2021

Поедем поездом? Нет, автобусом!

8bd108ae

Поедем поездом? Нет, автобусом!Недавно один знакомый поделился, что собирается ехать на родину — в Луганск (Украина). «Поездом, конечно», — сказал я почти утвердительно, зная, что самолеты из Москвы туда не летают. Ответная реплика меня ошеломила: «Нет, автобусом». Я не знал, что ответить, полагая, что все приличные люди ездят в Луганск поездом.



Боясь показаться «не в теме», не хотел задавать вопрос «почему», но любопытство оказалось сильнее. «Да вы что, кто же ездит поездом? — как само собой разумеющееся басил мой знакомый. — Поездом — сутки, автобусом — полсуток, поездом — сто баксов, автобусом — сорок». Аргументы были убедительные. Когда один вид транспорта в чем-то уступает другому, а в чем-то выигрывает, тогда можно еще порассуждать, но здесь я нашелся лишь сказать: «Но в поезде прилечь можно, а в автобусе…». Ответа не последовало. Я понял, что к любителям переплачивать за возможность поваляться на шконке мой знакомый не относится.
Да, получается, что я отстал от жизни. И не только я, а все РЖД со своей Федеральной пассажирской компанией. Раньше доводилось слышать, когда междугородные автобусы «попросили» убраться с Комсомольской площади, что РЖД вроде как руку к этому делу приложили. Полагал, что это из-за сложной транспортной ситуации в столице. Ан нет, конкуренция.
Заглянул в интернет, правду ли мне сказал знакомый: может это какие-то левые, нелегальные рейсы, о которых знают лишь отдельные посвященные, а широкая публика все-таки по старой доброй традиции путешествует поездом… Зря надеялся.
Оказалось, что рейсы в тот же Луганск абсолютно легальные, со всеми лицензиями-разрешениями, автобусы красивые-новые-большие, ни к чему не подкопаешься. Отправляются с трех разных точек Москвы — с Центрального автовокзала на Щелковском шоссе, от метро Красногвардейская и из Ясенево. Билеты можно забронировать заранее, цена единая — 1300 руб., время в пути — 13 с половиной часов.
А поездом? Вот здесь у меня был легкий шок. Во-первых, время в пути — 20 часов, во-вторых, цена билета 2200/3300 руб. (плацкарт/купе).
Ладно, думаю, это какая-то случайность. Сравню стоимость и время в пути на других маршрутах. Например, Вязьма. Двести с небольшим километров от столицы, на электричке без пересадки не доедешь. Ага, автобусом за три с половиной часа и за 380-480 руб… А поездом — да, чуть быстрее, за 3 часа 5 минут, но за 680/1200 руб. Время примерно одинаковое, цена отличается прилично.
Хорошо, едем в Воронеж. Поездом затрачиваем 9-13 часов и 1130/1840 руб. Автобус опять как-то получше смотрится — 8 часов и 900-1000 руб. А если увеличить расстояние — до Ростова-на-Дону? Поездом 22-25 часов и за 1800/3200 руб. Автобусом — 15 часов и 1300 руб.
На этом фоне хорошо прозвучало обещание руководства РЖД в ближайшие годы полностью отказаться от плацкартных вагонов. «Я считаю, что такой анахронизм, как плацкартный вагон, который сохранился только в нашей стране, конечно, должен уступить место более комфортным видам перевозки людей», — заявил глава железнодорожной монополии Владимир Якунин.
Ясно одно — путешествие по железной дороге станет еще дороже. Если цены в плацкартных вагонах регулирует Федеральная служба по тарифам, то стоимость «более комфортной перевозки» РЖД устанавливает самостоятельно. Сейчас большая часть пассажиров, отправляющихся в дальнем сообщении, приобретают билеты в плацкартные вагоны. Отсутствие плацкартных вагонов приведет к оттоку пассажиров на альтернативные виды транспорта. Одним из них, как уже стало понятно, будет автобус.

Сергей РЕМИЗОВ