Дата публикации: 11.04.2021

Растащили на сувениры

8bd108ae

Растащили на сувениры— Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?
— Чаво?
— Так ли все это было, как объясняет Акинфов?
— Знамо, было.
— Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?
— Чаво?
— Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?
— Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок.
— Для чего же тебе понадобилась эта гайка?
— Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...
А. П. Чехов «Злоумышленник»
Как видим, средняя «корысть» составляет 10 тыс. рублей. Человек готов несколько лет провести на нарах за это, а других, которые в поезде едут, возможно, и жизни лишить. Что же тащат? А все: основная часть хищений, почти 60%, приходится на детали верхнего строения пути (ВСП), черные металлы и металлолом, немалую долю составляют цветные металлы, нефтепродукты и даже, страшно сказать, уголь. К примеру, не проходит и трех дней, чтобы на Юго-Восточной железной дороге граждане не пошли за угольком. За три первых месяца прошлого года — 24 случая покушения на уголь общим весом 6 тонн.
Южноуральцы не мудрствуют лукаво, идут по стопам чеховских героев. Как сообщили в службе корпоративных коммуникаций Южно-Уральской железной дороги, в прошлом году только за первые четыре месяца сотрудники ведомственной охраны, транспортной полиции и охранных предприятий предотвратили 221 попытку кражи на сумму более 2,3 млн рублей. Чувствуете, и здесь средняя нажива спотыкается все о те же 10 тыс. руб.! Покушались на детали ВСП: шпалы, рельсовые подкладки, болты, гайки, костыли, а также на черные и цветные металлы, металлолом.
Но если у Чехова злоумышленник все-таки не был железнодорожником, то в наше время на сети орудуют свои. Один дорожный мастер с ЮУЖД похитил две тонны новеньких железнодорожных противоугонов стоимостью 80 тысяч рублей. Сдал их в пункт приема металла. Они были ему, так сказать, вверены, а он, используя служебное положение, их украл…
Эстафету корпоративного воровства продолжили на Московской магистрали. Двое сотрудников Смоленского отдела материально-технического обеспечения Московской дирекции материально-технического обеспечения структурного подразделения «Росжелдорснаб» — филиала ОАО «РЖД» были признаны судом виновными в хищении пяти тонн дизельного топлива. Обладатель славной фамилии некто Олег Якунин пошел на дело вдвоем с подельницей: хотели продать топливо на АЗС в Вязьме, выручку поделить.
Воруют повсюду и помногу. В Красноярском крае несколько работников станции Боготол решили похитить 5 полувагонов, находящихся в собственности ОАО «РЖД». Хитрецы нанесли на борта исправного подвижного состава метки, запрещающие эксплуатацию, организовали перемещение полувагонов на пути отстоя. Затем, подменив украденные исправные вагоны исключенными из инвентарного парка, перекрасили их в другой цвет.
Довели преступный умысел до конца: составили фиктивный договор от имени подставного лица и продали полувагоны сторонней организации за 3 млн руб. Успели даже выручку потратить…
Воруют группами и в одиночку. В 2010 году дорожный мастер Северобайкальской дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги Сергей Квинт для выполнения плановых летних путеремонтных работ получил новые деревянные шпалы в количестве 909 штук. Как известно, если от многого отнять немножко, это будет не грабеж, а дележка… Сто двадцать шпал мастер увез к себе домой — мечтал построить гараж. В целях сокрытия хищения внес заведомо ложные сведения в материальный отчет.
Насчитали мастеру ущерб на 90 тысяч рублей, осудили. Правда учли, что у мастера трое несовершеннолетних на иждивении, так что отделался Квинт полутора годами условно. Повезло, можно сказать, мужику.
Во время проведения на Забайкальской железной дороги операции «Нефтепродукты» транспортные полицейские задержали двух железнодорожников, вооруженных гаечным ключом, фонариком, шлангом и двумя бочками по 227 л (какая точность!): сливали солярку с тепловоза.
Воруют не только подчиненные, но и начальники. Начальник района контактной сети станции Саранск Рузаевской дистанции электроснабжения Куйбышевской железной дороги Андрей Афонькин решил подзаработать: списывал вверенное ему имущество — различные детали энергоустройств — и продавал их на сторону.
Следствие установило, что Афонькин оформлял «липовые» документы о замене старых деталей на новые, подкрепляя все это фальшивыми актами выполненных работ и списания устаревшего оборудования. Работы не производились, а новые детали сбывались по демпинговой цене. Железнодорожника взяли с поличным при очередной попытке продать товар налево. Думал Афонькин о наживе и не думал о безопасности движения, за что и получил свой условный срок в один год. Благо находился в самом начале «пути» — доказать смогли всего три эпизода.
Но дальше всех зашел сотрудник Октябрьской железной дороги, покусившийся аж на 27 млн руб. Замначальника Петрозаводской дистанции электроснабжения по тяговым подстанциям отделения Октябрьской железной дороги Андрей Зайдыков и гендиректор ООО «Импульс» Владимир Волков организовали заключение фиктивного договора между ОЖД и ООО «Импульс» и подписание подложных актов приемки работ. Суть этих работ заключалась в монтаже и настройке оборудования систем телемеханического управления на 22 железнодорожных станциях, которые фактически были проведены другой организацией и работниками железной дороги. Железнодорожнику Зайдыкову дали 7, бизнесмену Волкову — 6 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима со штрафом 700 тыс. руб. с каждого.
Если на Октябрьской подельники действовали нахрапом, то стрелки ведомственной охраны железнодорожного транспорта на станции Боготол Красноярской железной дороги руководствовались пословицей «курочка по зернышку клюет». Пользуясь служебным положением, они, по данным Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, с июня 2009 года по май 2011 года вскрывали ЗПУ на дверях контейнеров и выносили из них товары народного потребления: стиральные порошки, обои, сварочные электроды, счетчики воды, сетку-рабицу, снегоуборочные лопаты, паклю, консервы. Так увлеклись, что похитили биотуалет из мобильного модуля «Прачечная», расположенного на железнодорожной платформе. Продать, наверное, хотели вместе с содержимым.
Бедные железнодорожники! Желание поправить свое материальное положение, сделать что-то полезное для дома, для семьи понятно. Каждому хочется в глазах родных и близких быть добытчиком. Только вот наказание для простых людей никогда не бывает адекватно ущербу.
Не надо завидовать топ-менеджменту РЖД — купающимся в роскоши «небожителям». Надо почаще книги в руки брать: Чехова читать, Козьму Пруткова. У последнего, кстати, есть хороший афоризм: «Кто совершит маленькое преступление, сядет в тюрьму. Кто крупное — попадет в историю».


Сергей РЕМИЗОВ