Дата публикации: 12.04.2021

Рельсовая легенда

8bd108ae

Рельсовая легенда
В 2014 году компания Bugatti отмечает свое 105‑летие
В 2014 году компания Bugatti отмечает свое 105‑летие. Однако мало кто знает, что в ее истории особое место занимает подвижной состав железных дорог.

Этторе Бугатти — французский инженер и художник, создатель великого автомобильного бренда. В наше время о Bugatti Veyron автомобилисты всего мира говорят с замиранием сердца, ибо об этой чудесной машине все слышали, но мало кто ее видел. Но и тогда, сто лет назад, компания строила машины не менее замечательные.
С самого начала истории марки в ее автомобилях применялись новые технологии. Целью были скорость и удовольствие от вождения. Уже самый первый автомобиль Бугатти развивал скорость свыше 100 км / ч.
Всемирная известность пришла в двадцатых годах прошлого века, когда модель Type 35 GP одержала более полутора тысяч побед в многочисленных гонках. Модель Type 40 была еще более быстрой и красивой. 1927‑й — год рождения легенды: автомобиль Bugatti Type 41 стал одним из самых лучших автомобилей того времени. Его особенностью были спицевые колеса: в качестве спиц были применены рояльные струны. Сегодня все эти автомобили — звезды выставок и аукционов, дорогие и желанные для коллекционеров.
В бизнесе действует правило — нельзя сидеть на одной табуретке. Если дело ладится, надо незамедлительно подверстывать к нему новые начинания, создавать заделы будущих свершений, причем в разных областях. И вот на пике успеха инженеры компании обратились к новой для себя теме — разработке инновационного подвижного состава для французских железных дорог.
Когда смотришь на плакаты тех времен, трудно поверить, что перед нами довоенный дизель-поезд. Его дизайн опередил время как минимум на тридцать лет. Угловатые стремительные формы в те времена не были в моде у дизайнеров — все обводы они старались сделать обтекаемыми, округлыми. Конечно, влияла авиация. Тридцатые годы — время невысоких дозвуковых скоростей. Достаточно посмотреть на очертания самолетов того времени — толстое крыло с каплевидным профилем, фюзеляжи проблемных форм, где все углы просто обходили зализами. Такие же решения применялись и при проектировании скоростных локомотивов и дизель-поездов.

Bugatti Type 41 поражает воображение и сегодня: его длина 6,2 м, объем двигателя 12,7 л. Серия ограничена 25 экземплярами

Поэтому поезд Бугатти — это уже явные шестидесятые. В авиации перестали бояться углов, тонких профилей — звуковой барьер остался позади. И формы из нее плавно перетекали в авто- и локомотивостроение. А Бугатти просто опередил время, создав в первой половине тридцатых годов поезд с незабываемым дизайном.
Интересно, что на рельсы Бугатти удалось перетащить не только свои конструкторские идеи, но и автомобильный двигатель, предназначенный для «королевской» серии автомобилей. Это редчайший случай применения бензинового двигателя на железнодорожном подвижном составе. Объяснение этому простое — в то время бензин на так называемой алкооснове был во Франции существенно дешевле дизельного топлива.
Дизайн поезда Bugatti назвать архаичным никак не получится
Поезд Бугатти сразу стал рекордсменом в скорости — соперничать с ним могли лишь немецкие дизель-поезда SVT137 и паровозы BR 05.
В конструкции было много интересного. Чего стоит лишь одна 4‑осная тележка, обеспечившая необычайную плавность и мягкость хода.
Поезда различной составности выпускались с 1934 по 1938 год в зависимости от пассажиропотока на разных направлениях. Они прожили относительно долгую жизнь, пережили военное время и были исключены из инвентаря лишь в середине пятидесятых годов. Всего, по некоторым данным, было построено 88 поездов, один из которых был уничтожен во время Второй мировой войны. К счастью, один экземпляр дожил до наших дней. Он бережно сохраняется в музее железнодорожного транспорта во французском городе Мюлуз вместе с такими выдающимися образцами конструкторской мысли как тепловоз CC 65000 и установивший в 1955 году абсолютный рекорд скорости на рельсах электровоз CC 7100.

На выставке в 1935 году в Брюсселе рядом с поездом другого автоконцерна — Renault


Сергей БОГАТИКОВ