Дата публикации: 12.04.2021

Рельсы юности

8bd108ae

Рельсы юностиДетская железная дорога под Москвой уже 77 лет служит людям.

В середине тридцатых годов партийное руководство страны пришло к выводу о полной победе социализма в «отдельно взятой стране». Пришло время строить планы на будущее. А наше будущее, как известно, — дети.
елезнодорожная отрасль в то время развивалась стремительно. Росли вагонопотоки, расширялась сеть, внедрялись новые технологии управления движением. Отрасли были нужны преданные и многочисленные кадры, которые нельзя было взять с улицы — их предстояло вырастить.
Решено было организовать по всей стране крупные профориентационные предприятия — детские железные дороги.
Сделать решили все по-взрослому. Сначала в ЦДКЖ собрали слет юных строителей детской железной дороги. А уже на нем объявили решение — строить детскую железную дорогу в поселке Кратово под Москвой.
Слет состоялся 30 октября 1935 года, а уже 7 ноября 1936 года было закончено строительство путей протяженностью 2,3 км.
Строили, естественно, не дети, а рабочие депо Москва-Пассажирская, Москва-Сортировочная и других предприятий. То, что построили, назвали Малой Московско-Рязанской железной дорогой.
7 ноября 1936 года было закончено строительство первой детской железной дороги в стране

Тридцать седьмой — это не только ужасы репрессий. День 2 мая 1937 года на всю жизнь остался в памяти тех, кто в числе трех тысяч человек присутствовал на станции Путь Ильича (ныне станция Юность), мечтая попасть на первый поезд. Это, конечно, удалось далеко не всем. Места в голубых вагонах были предоставлены лишь активным участникам строительства. Станционный колокол возвестил о готовности к отправлению первого пассажирского поезда, и паровоз ВЛ1 повел в короткий путь три пассажирских вагона.
Из года в год совершенствовалась работа и материально-техническая база. В 1957 году дорога получила тепловоз ТУ2-078, четыре польских цельнометаллических пассажирских вагона. Был построен обгонный путь, земляная платформа и павильон станции Школьная.
В 1957 году начали строить локомотивное депо на станции Пионерская. Начало шестидесятых было отмечено вводом в действие автоблокировки. Станция Пионерская была оборудована маршрутно-релейной централизацией, станция Путь Ильича — электрической централизацией. Станцию Школьная переоборудовали в остановочный пункт. В 1969 году произведен капитальный ремонт пути. В 1971 году появился второй тепловоз ТУ2-129.
В 1979 году был построен новый учебный корпус с кабинетами по службам: движения, СЦБ и связи, локомотивного, путевого и вагонного хозяйства, помещениями дежурного по станции, диспетчера, радиоузлом. В том же году построена новая посадочная платформа на станции Пионерская, получено 8 цельнометаллических вагонов.
Дело Лазаря Кагановича получило продолжение в наше время. В 2005 году проведена полная реконструкция Малой Московской железной дороги. На железобетонные шпалы уложены новые рельсы, заменены все стрелочные переводы, модернизированы переезды, два из них оборудованы УЗП. Для вагонов построен ангар, все здания и сооружения капитально отремонтированы, получено 6 новых современных вагонов. Сейчас протяженность путей дороги составляет 5 км. Прежней остается ширина колеи — 750 мм, в строю по-прежнему два тепловоза ТУ2.
ДЖД — уникальный симбиоз железной дороги и детского внешкольного учреждения, место приложения сил и талантов для школьников 5-11 классов из 24 общеобразовательных школ региона Люберцы — Конобеево. Каждую осень инструкторским составом Московской ДЖД осуществляется набор школьников для обучения на детской дороге. Занятия проводятся на базе школы в течение учебного года. Всего на дороге на сегодняшний день занимается 640 юных железнодорожников, которые сформированы в 4 единые смены, возглавляемые инструкторами производственного обучения.
Теоретический курс в кружках «Юный железнодорожник» длится с октября по май. За время обучения в кружках ребята знакомятся с техническими устройствами, подвижным составом, нормативами, устройствами СЦБ и связи, должностными обязанностями и правилами техники безопасности на железнодорожном транспорте. По окончании теоретического курса проводятся должностные экзамены и экзамены по технике безопасности, после сдачи которых юные железнодорожники допускаются к учебно-производственной практике. В течение лета ребята осваивают профессии железнодорожного транспорта согласно года обучения. В первый год обучения — проводники и ревизоры вагонов, дежурные по перрону и переезду, стрелочники и дикторы, дежурные по отправлению и кассиры, монтеры пути и старшие кондуктора; второй год — бригадиры поезда и пути, осмотрщики вагонов, оператор при ДСП, главный кондуктор, дежурный по платформе; третий — дежурный по станции, помощник машиниста, дорожный мастер, электромеханик СЦБ, заместитель начальника смены; четвертый — машинист тепловоза, поездной диспетчер, старший электромеханик СЦБ, начальник смены; последний, пятый — старший машинист тепловоза, юный инструктор-общественник.
В 2005 году проведена полная реконструкция Малой Московской железной дороги

Ребята постарше, «отработавшие» на различных должностях, выбирают себе дело по душе. Кто-то идет заниматься в кружок локомотивного хозяйства и потом все время пропадает на локомотиве. Многим нравится работа движенцев. Это они открывают сигналы, чтобы поезд мог по расписанию отправиться со станции или прибыть на нее. Дежурный по станции переводит стрелки, чтобы состав смог перейти с одного пути на другой, осуществить маневровую работу.
Все кажется простым на первый взгляд, но на самом деле все гораздо сложнее и ответственнее. Детская железная дорога перевозит самый дорогой груз — маленьких пассажиров. Это ко многому обязывает. Несмотря на то, что и колея узкая, и поезда вроде бы детские, а к юным железнодорожникам требования предъявляются как ко взрослым. Строго соблюдаются правила техники безопасности, за их нарушение можно понести строгое наказание, вплоть до исключения с детской железной дороги. Именно поэтому ежедневно, прежде чем приступить к работе, ребята проходят инструктаж не только по должностным обязанностям, но и по правилам техники безопасности.
За 77 лет своего существования детская дорога познакомила с профессиями железнодорожного транспорта более 45 тысяч учащихся. Было проведено 38 тысяч поездов, обслужено более 3 млн пассажиров. Ежегодно 60-65% выпускников поступает в учебные заведения железнодорожного транспорта. Поэтому не приходится удивляться, что инструкторами на дороге работают тоже ее выпускники разных лет.

Константин ВЕРНИКОВ