Дата публикации: 12.04.2021

Скромность украшает

8bd108ae

Скромность украшаетАвтозаводы нашей страны всегда были на слуху: они, будучи интеграторами результатов работы десятков различных производств, во многом определяют промышленный, научный, оборонный потенциал страны. Поэтому любые новости, касающиеся выпуска автотехники, всегда вызывали повышенный интерес в обществе.

Информационная открытость — важнейший показатель заинтересованности любого предприятия в сбыте своей продукции. Но степень такой открытости у всех разная; например, «АвтоВАЗ» еженедельно выпускает множество пресс-релизов, другие — в разы меньше, но тоже про себя не забывают. Но есть предприятия, которые напоминают о своем существовании «только раз в году». С чем связана такая информационная политика? Либо с тем, что «деньги любят тишину», либо с монополизмом конкретного предприятия, либо с военным характером продукции и соответствующим «обетом молчания».
Примером такой информационной закрытости является Уральский автомобильный завод. Причинами служат, на мой взгляд, все вышеперечисленные факторы. Получается, что огромное успешно работающее предприятие просто спрятано от людей. А они искренне продолжают верить, что в стране уже все разучились работать, отечественная машиностроительная продукция неконкурентоспособна, вся надежды только на импорт и так далее. Однако это не так, и пример автомобильного завода «Урал» — наглядное тому подтверждение…
Автозавод «Урал» уже много лет входит в Группу ГАЗ, но на сайте предприятия в разделе «Новости» из месяца в месяц красуется гордая надпись «Новости за данный период не опубликованы!» Именно так, с восклицательным знаком. Нашли чем гордиться…
Гордиться, несмотря на отсутствие новостей, «Уралу» все‑таки есть чем. Но сначала немного истории.
В начале войны из Москвы эвакуировался весь ее оборонный потенциал. Автомобильный завод имени Сталина (ЗИС) переехал в Ульяновск, а затем и в Миасс на Южном Урале. Так ЗИС положил начало УАЗу и УралАЗу. (Кстати, про УАЗ известно все, хотя в линейке его продукции тоже есть «военные нотки». За правильную информационную политику отдельное спасибо руководству компании Sollers, бывшей «Северстальавто»).
Предполагалось, что завод в Миассе будет заниматься выпуском двигателей и коробок передач, а также литья для других производств. Уже в марте 1942 года здесь заработал первый цех, а всего за 1942 год было выпущено более 9 тыс. двигателей и 15 тыс. коробок передач. Однако война скорректировала планы.
В 1943 году, по решению Государственного комитета обороны, началось освоение выпуска грузовиков. Главный конвейер был полностью смонтирован к концу мая 1944 года. Первый трехтонный ЗИС‑5В — военная модификация гражданского ЗИС-5 — сошел с него 8 июля. Рубеж в 1000 выпущенных автомобилей преодолели 30 сентября 1944 года.
ЗИС-5 в различных модификациях выпускался на Урале до 1956 года. Мало отличался от него выпускавшийся в конце 1950‑х — начале 1960‑х автомобиль ЗИС-355, ставший основой для многих видов спецтехники: пожарных, вахтовых машин, подъемных кранов.
В 1961 году началось серийное производство принципиально нового грузовика Урал-375 — трехосного, повышенной проходимости. Этот автомобиль знаком всем без исключения, поскольку выпускался он несколько десятков лет: до 1982 года с бензиновым двигателем, затем — с дизельным (Урал-4320).
Строились и очень интересные автомобили, которые в городах увидеть было невозможно. Один из них — снегоболотоходный гусеничный транспортер Урал-5920, который в начале 1980‑х выпускался серийно по заказу Министерства нефтяной промышленности.
В 1990‑е годы в истории завода началась «черная полоса». В период с 1991 по 1998 годы объем производства упал в 12,6 раза, завод переключился на выпуск непрофильного оборудования. Затем — банкротство, введение внешнего управления и… возрождение.
Сегодня автозавод «Урал» занимает лидирующие позиции в числе производителей полноприводных грузовиков с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. Также выпускаются автомобили с колесными формулами 4х2, 6х4 и 8х4 и полной массой 18‑72 тонны. В основе их конструкции — облегченная рама и модульный принцип построения.
Именно модульный принцип позволил изменить «лицо» автомобиля, которое не менялось более полувека. На заводе радикально осовременили рабочее пространство водителя и экстерьер кабины. В основе новой кабины — «обитаемый» модуль автомобиля Газель-Next.
Машина пока существует в единственном экземпляре, но, может быть, и до серии недалеко? От официальных комментариев Группа ГАЗ пока воздерживается. Возможно, ее готовили к визиту на Южный Урал вице-премьера Дмитрия Рогозина. Неизвестно, успели ли показать ее высокому гостю. Хотя об «Уралах» с новой кабиной несколько месяцев назад гендиректор завода Виктор Кадылкин рассказывал губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу. Их выпуск, согласно обещаниям руководителя предприятия, начнется с 2016 года.
Правительственной делегации, побывавшей на заводе 16 апреля, была представлена масштабная экспозиция серийных и перспективных автомобилей «Урал» как гражданского, так и многоцелевого назначения. Впечатление на Дмитрия Рогозина произвел новый бронированный «Тайфун-У». «Зверь. Этот «Урал» выдержит и подрыв, и обстрел», — записал Рогозин в своем микроблоге в Twitter. Вице-премьер лично совершил пробную поездку за рулем «Тайфуна», заявив, что «скоро эти мощные машины пойдут служить в Российскую Армию».
«Тайфун» — автомобиль с усиленной защитой экипажа, груза, основных узлов и агрегатов от пуль стрелкового оружия и с уникальной противоминной защитой — также построен по модульному принципу. Он представляет собой платформу, которая позволяет создавать автомобили различного уровня защищенности с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8.
Конечно, сегодня завод «Урал» — совсем не то предприятие, каким оно было в начале своей истории. Ведь главный показатель работы любого автозавода — это количество построенных автомобилей. Если первый миллион автомобилей завод выпустил за сорок с небольшим лет работы, то сейчас для выпуска этого количества потребуется более ста лет. «В 2014 году предполагается выпуск 7,5 тысячи автомобилей, за пятилетний период — 50 тысяч машин, — отметил Виктор Кадылкин. — Сейчас основная задача — сформировать команду высокопрофессиональных менеджеров, только при наличии таких специалистов возможно выполнение поставленных задач». Всего за пять лет руководство «Урала» планирует вложить в развитие предприятия около 4,8 млрд руб.
Наверно поэтому губернатор Михаил Юревич очень осторожно высказался о будущем предприятия: «Завод должен существовать, у него есть перспективы. Важно понимать, если у предприятия даже теоретически есть рынок, то очень много зависит от руководства. Если менеджеры компетентны, то они смогут наладить выпуск продукции, которая будет пользоваться спросом. Для области это означает дополнительные налоговые поступления и новые рабочие места».

Вадим БЫСТРОВ