Дата публикации: 11.04.2021

«Снежный Дракон» выбирает Арктику

8bd108ae

«Снежный Дракон» выбирает АрктикуРоссия имеет все меньше шансов начать зарабатывать на своем географическом положении. Северный морской путь (СМП) — исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике — стремительно осваивается китайским флотом.
Наше счастье, что у Китая пока есть только один ледокол — «Сюэлун» («Снежный дракон»), построенный в 1993 году в Украине. Но недооценивать не надо — это самый большой дизельный ледокол в мире. В 2012 году он прошел по Севморпути с «научными» целями, а этим летом Китайская судоходная компания планирует совершить первый коммерческий рейс под девизом «Тот, кто контролирует арктический путь, контролирует мировую экономику». В соответствии с планами китайского руководства, к 2020 году по Севморпути будет проходить до 15% китайского внешнеторгового грузопотока. Проводку судов планируется осуществлять китайскими ледоколами, которые к тому времени должны быть построены.
Для Китая выгоды очевидны: транспортное плечо по сравнению с маршрутами через Индийский океан и Суэцкий канал сокращается на 5 тыс. км. Это экономия топлива, труда, фрахта судна. Ледокольный сбор компенсируется отсутствием платы за проход Суэцкого канала.
Наши министры об Арктике не думают, арктической экспансии Китая словно никто и не замечает. Надо отметить, что судоходством по СМП Китай никаких международных законов не нарушает. Просто Севморпуть традиционно, исторически считался неотъемлемой принадлежностью нашей страны. И с потерей этой принадлежности трудно смириться.
Восемьдесят лет назад было создано Главное Управление Севморпути — эта организация располагала авиацией, флотом, научными базами. Цели этой структуры носили долговременный и перспективный характер утверждения Советского Союза на своих северных территориях. Ни одному правителю не приходило в голову оспорить территориальные приоритеты и право хозяйственной деятельности СССР в Арктике. Впрочем, в те годы никто и не посмел бы сунуться туда — фактически граница нашей Родины пролегала от западной части Кольского полуострова к Северному полюсу и от него — до пролива между Чукоткой и Аляской. Руководители страны отлично понимали, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдаленных районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком.
Но в девяностых годах Россия подписалась под Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года — российский сектор Арктики был преобразован в 12-мильную полосу вдоль наших северных берегов. Остальные воды стали «общими».
Полтора десятилетия в нашей стране никому не было дела до северных проблем и территорий. Денег на освоение Арктики у правительства России не находилось. Зато находятся они у правительства Китая: на XVIII съезде Компартии Китая было объявлено о том, что КНР является великой морской державой, заложены большие суммы на развитие морских программ.
Видимо, извлекать выгоду из наших колоссальных географических преимуществ будут другие страны. Не спрашивая у нас согласия. Ледокол «Сюэлун» имел пунктом назначения ­Исландию — одну из стран Арктического совета. Там очень обрадовались возможности участвовать в логистической цепочке. Как заявил президент Исландии Гримссон: «Восемь членов Арктического совета рассмотрят поправки о включении других стран в качестве постоянных наблюдателей этой организации. У нас есть четкое и твердое мнение, что Китай должен стать одним из них». Китайцы, в свою очередь, пообещали Рейкъявику профинансировать строительство современного морского порта, способного справиться с запланированными объемами грузов.
Севморпуть нужен Китаю не только из-за того, что там перевозить грузы быстрее и дешевле. В мире неспокойно, и Китай весьма уязвим в силу своего геополитического положения. Его основные коммуникации проходят либо через зоны, контролируемые флотом США, либо через территории, где время от времени разгораются локальные боестолкновения, различные конфликты. Севморпуть — это свобода от политики, потому что у России она выражена чрезвычайно слабо.
Идти России особо некуда — можно, конечно, лететь на Марс, но свои Север и Сибирь гораздо ближе и перспективнее. Севморпуть — это не только пунктирная линия на карте, это еще и населенные пункты северного побережья. Поэтому развивать Севморпуть непросто: нужны не только колоссальные средства, нужны еще и люди, готовые отказаться от привычного комфорта.
Первые этапы освоения Арктики носили характер подвига — вокруг полярников всегда был ореол славы. Но чтобы от подвигов перейти к планомерной работе, нужны огромные средства на обустройство инфраструктуры Севера. А она имеет все шансы сложиться: широтные железные дороги «через всю Сибирь» посредством меридианных рек получают связь с Северным морским путем. Это ли не база для развития огромных территорий?


Вадим БЫСТРОВ