Дата публикации: 12.04.2021

Сто лет в обед

8bd108ae

Сто лет в обедЮла под днищем
В мае 1914 года на улицах Лондона можно было увидеть двухколесный автомобиль: действующую модель гиростабилизированного автомобиля демонстрировал русский изобретатель Петр Шидловский. Машина держалась в состоянии равновесия благодаря гироскопическому эффекту, создававшемуся тяжелым 600-килограммовым маховиком под днищем автомобиля. Маховик представлял собой диск диаметром в один метр толщиной 12 сантиметров. Его раскручивал электромотор мощностью около 1,25 л. с., питаемый динамо-машиной.Также использовались два 50-килограммовых «маятника». В результате такая довольно примитивная гиростабилизация удерживала машину весом 2750 кг в вертикальном положении.


Пособие для космонавта
«Друзья мои, ведь мы еще не завтракали, — объявил Мишель Ардан своим спутникам по межпланетному путешествию. — Из того, что мы потеряли свой вес в пушечном снаряде, не следует вовсе, что мы потеряли и аппетит. Я берусь устроить вам, друзья мои, невесомый завтрак, который, без сомнения, будет состоять из самых легких блюд, когда-либо изготовлявшихся на свете.»
Это не Жюль Верн, не роман «Из пушки на Луну». За великого французского фантаста эту главу, «Завтрак в невесомой кухне», дописал известный популяризатор физики Яков Перельман. Произошло это в 1914 году на фоне завязавшейся несколькими месяцами ранее переписки с К. Э. Циолковским.
«Странную картину представлял и самый обед в этом мире, лишенном тяжести. Друзья висели в воздухе в весьма разнообразных позах, не лишенных, впрочем, живописности, и поминутно стукались головами друг о друга. Сидеть, конечно, не приходилось. Такие вещи, как стулья, диваны, скамьи — совершенно бесполезны в мире, где нет тяжести… Трудно было сварить бульон, но еще труднее оказалось съесть его.»
Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и пособий. За прошедшее столетие его книги только в нашей стране издавались почти 500 раз общим тиражом около 15 млн экземпляров. Тем не менее, это не спасло писателя от голодной смерти, которая настигла его в 1942 году в блокадном Ленинграде.


Ладони ангела
В 1914 году почти одновременно в России и США начинается массовое применение парашюта для спасения с высоты.
Инженер Глеб Котельников публикует брошюру «Ранец-парашют» и патентует во Франции свое изобретение. За океаном Стефан Банич с парашютом собственной конструкции бросается вниз с 41-го этажа небоскреба в присутствии представителей патентной службы и военных. Его парашют представлял собой зонт с телескопическими спицами, которые крепились вокруг туловища пилота.
Отношение к парашюту в авиационных кругах изначально было скептическим. Военные боялись, что пилоты будут покидать самолет при первой опасности, не борясь за его живучесть. С другой стороны, существовала убежденность, что человек психологически не может прыгнуть вниз с огромной высоты.
Тем не менее, за истекшие сто лет парашюты спасли жизнь десяткам тысяч летчиков.


Таран — оружие героев
13 сентября 1914 года при огромном стечении народа в Киеве с почестями был похоронен основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров. Четырьмя днями ранее командир 11-го авиаотряда Юго-Западного фронта штабс-капитан Нестеров на самолете «Моран» таранил тяжелый австрийский разведчик «Альбатрос». Оба самолета рухнули вниз.

Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтоб эта мертвая петля
Была бы в воздухе живая.
Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
Но вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора.

«Я еще не успел вполне закончить теоретической разработки этого вопроса, когда узнал, что «мертвую петлю» готовится совершить французский авиатор Адольф Пегу. Тогда я бросил свои теоретические расчеты и решил немедленно рискнуть. Совершить «мертвую петлю» было для меня вопросом самолюбия, — ведь более полугода я исследовал этот вопрос на бумаге», — записал смелый летчик. 27 августа (9 сентября по новому стилю) 1913 года над киевским аэродромом «Сырецкое поле» на самолете «Ньюпор-4» с двигателем в 70 л. с. он впервые выполнил «мертвую петлю». Спустя шесть дней эту фигуру повторил в Париже известный пилот Пегу. Русские газеты стали славить француза. Но прибывший весной 1914 года в Петербург Пегу был честен, признав приоритет Нестерова, о чем сообщил на лекции в Политехническом музее.


По следам еретика
15 августа 1914 года по Панамскому каналу прошло первое судно.
Жалкие 50 километров суши, разделявшие Атлантический и Тихий океаны, веками не давали судам пройти из одного океана в другой. Обход Южной Америки составлял больше двадцати тысяч километров и занимал месяцы. О постройке канала стали задумываться еще в XVI веке. В истории осталось имя испанского конкистадора Васко Нуньеса де Бальбоа. Он, в надежде найти богатство, с экспедицией из 180 солдат и 600 индейцев-носильщиков отправился в непроходимые джунгли. Переход занял месяц — каждый шаг сопровождался вырубкой буйной растительности, преодолением скальных нагромождений. Болезни буквально выкосили отряд, уничтожив две трети его. Но Бальбоа дошел до конца и первым понял, что если через перешеек прорыть канал, в истории человечества началась бы новая эра.
Однако король Испании Филипп II счел проект еретическим: «Что Бог разъединил, человек соединить не может». Бальбоа был обвинен в государственной измене и казнен.
С 1879 по 1889 год канал пыталась прорыть компания Лессепса, взявшего в компаньоны знаменитого Эйфеля. Стройка закончилась скандалом: деньги были истрачены, погибло около 20 тысяч рабочих, а прорыто было лишь около четверти протяженности канала. К проекту вернулись Соединенные Штаты в 1904 году.
Сегодня через Панамский канал проходит около 17,5 тыс. судов в год, что приносит Панаме около $2 млрд прибыли.


Машина времени
В 1914 году в Россию впервые прибыл английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. Петербургские и московские газеты почти не откликнулись на визит писателя, который к тому времени был уже широко известен. В 1913 году в России вышли два собрания сочинений Уэллса, не считая многочисленных журнальных публикаций и отдельных книг.
В этой поездке Уэллс побывал в Петербурге, в Москве и в деревне Вергежа Чудовского района, где был гостем революционера-народника А. В. Тыркова, известного террориста-бомбометателя из группы Софьи Перовской, приговоренного к пожизненной ссылке и помилованного спустя двадцать лет.
Во второй раз Герберт Уэллс, уже убежденный социалист, приехал в Россию ранней осенью 1920 года, тогда состоялись его знаменитые встречи с Лениным. О его впечатлениях в ту поездку уже хорошо известно.
В 1934 году Уэллс снова приезжает в СССР. Главная цель — встреча со Сталиным. Вождь встретился с Уэллсом 23 июля 1934 года. Писатель, до этого высказывавшийся о диктаторе не слишком благоприятно, ушел от него очарованный. С тех пор Сталина как сильную личность Уэллс не переставал почитать до последних своих дней. Среди портретов, висевших над диваном, на котором писатель умер, была и фотография Сталина.