Дата публикации: 11.04.2021

Только самолетом можно долететь

8bd108ae

Только самолетом можно долететьБез региональной авиации России не обойтись. Но рыночные механизмы на наших огромных пространствах работают далеко не всегда и не везде. Мобильность граждан нуждается в государственной поддержке.

ДОТАЦИИ АВИАЦИИ: Российский вариант
На карте нашей страны полно мест, куда, как в песне поется, только самолетом можно долететь. Таких мест полно даже в окрестностях столицы. Не то чтобы автомобилем нельзя добраться, но, согласитесь, лучше час лету, чем 4‑5‑6 часов езды. Ан нет, не летается. Не в смысле, что нет у нас самолетов марки «Ан», а в том смысле, что нет у нас никаких человеческих воздушных перевозок, только сверхкрупные, коллективные. Либо регулярными рейсами, либо чартерными, но так, чтобы в салоне сидело, желательно, человек 200‑300. А вот отвезти небольшое количество пассажиров — это лишь за очень большие деньги. По крайней мере, так было до недавнего времени.
16 января 2014 года в Минтрансе были подведены итоги реализации программ государственной поддержки региональных авиаперевозок в 2013 году. В ведомстве отметили, что общая стоимость господдержки по пяти основным программам субсидирования составила около 7,5 млрд руб. Около половины средств (3,6 млрд руб.) было затрачено на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении.
В 2014 году планируется расширить программу, включив в перечень маршрутов сообщение Иркутска с курортными городами юга России и Санкт-Петербургом. Вторым направлением финансирования стало обеспечение транспортного единства России и ее западного анклава — Калининградской области (0,53 млрд руб.) Из региональных программ наибольшее развитие получил пилотный проект в Приволжском федеральном округе. Программа реализуется с 1 апреля 2013 г. За 9 месяцев по 74 маршрутам было перевезено более 90 тыс. человек. При этом за весь 2012 год в регионе перевезено 41 тыс. пассажиров. Объем финансирования составил 0,75 млрд руб. (60 % — федеральный бюджет и 40 % — бюджеты субъектов РФ).
Программа субсидирования перевозок воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов оценивается в 0,9 млрд руб. Программа также реализуется с апреля 2013 г. Полеты осуществлялись по 28 маршрутам, перевезено более 150 тыс. пассажиров.
В третьем квартале 2013 года заработала программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети.
Полеты осуществлялись по 69 маршрутам, в том числе 54 новым направлениям. Всего за 5 месяцев было перевезено более 187 тыс. человек, объем финансирования — 1,35 млрд  рублей. Планы на 2014 год следующие: в рамках указанных программ в 2014 г. предполагается перевезти более 1,5 млн пассажиров и открыть около 100 новых маршрутов.
Для решения проблемы поддержки развития региональной авиации со стороны государства был применен комплексный подход. Существенную поддержку получила наземная инфраструктура аэропортов в рамках субсидирования федеральных казенных предприятий. За два года при господдержке было приобретено 66 региональных самолетов. Субсидирование региональных авиаперевозок в рамках представленных программ позволило перевозчикам сформировать стратегии развития собственного парка воздушных судов и программ обучения пилотов на долгосрочную перспективу.

ДОТАЦИИ АВИАЦИИ: американский вариант
В США действует 435 аэропортов с регулярным воздушным сообщением, среди них 31 крупный хаб, каждый из которых обслуживает в среднем 15 млн пассажиров в год и 36 средних хабов с годовым пассажиропотоком менее 5 млн человек.
Для «подвоза» (воздушным путем) к этим аэропортам пассажиров из малонаселенных пунктов в 1978 году была запущена программа субсидий Essential Air Service (EAS). Общее количество обслуживаемых ею населенных пунктов — около полутора сотен, треть из них расположена на Аляске.
Для этих «воздушных ниточек» введены определенные стандарты облуживания, среди которых стоит отметить регулярность рейсов (от нескольких в неделю до нескольких в день), наличие не свыше одной промежуточной посадки, тарифы, не превышающие принятых в данном регионе.
Все это в полной мере можно отнести к системе социального обеспечения и назвать своего рода транспортным коммунизмом в отдельно взятой стране. Тридцать пять лет назад программа EAS началась с субсидий в $7 млн в год. К 2013 году показатель вырос до $200 млн. Связано это с тем, что количество обслуживаемых населенных пунктов растет, а число пассажиров, перевозимых на каждом отдельном направлении, уменьшается, растут топливные затраты, стоимость приобретаемых воздушных судов.
Чтобы пассажиры имели возможность покупать билеты по приемлемым ценам, государство доплачивает по $230 на каждого. Общее количество граждан, пользующихся ежегодно такими дотациями, достигает миллиона человек. Кстати, в США роялти (деньги, полученные за пролет иностранных воздушных судов над территорией страны) идут не в копилку «Аэро­флота», а на субсидирование вышеозначенных целей.
Конечно, подобные программы запускаются не от хорошей жизни. Когда в транспортной системе приходится что-либо субсидировать, это означает, что имеют место перекосы или аномалии в развитии транспортных коммуникаций. Одной из причин дотаций региональных авиаперевозок является недоразвитие дорожной сети. По мере развития сети автодорог необходимость в отдельных авиалиниях может полностью исчезнуть. И это очень хорошо — на многих местных дотационных линиях загрузка одного борта не превышает 3 кресел. Если есть возможность отправить этих троих на автомобиле, то это означает экономию средств налогоплательщиков.
Некоторое время назад программу EAS резко критиковал сенатор Маккейн. Однако большинство конгрессменов сохранили благоразумие. К примеру, на Аляске отсутствие воздушных сообщений приведет к катастрофическим последствиям. Единственная ограничительная мера, которая была введена в действие в 2012 году — мораторий на расширение списка обслуживаемых населенных пунктов. Как и для российских Севера, Дальнего Востока, Сибири, авиация на Аляске не роскошь, а средство выживания.

Федор КУСТОВ