Дата публикации: 11.04.2021

Углеводородам наметили альтернативу

8bd108ae

Углеводородам наметили альтернативуВ середине девятнадцатого века одно уважаемое лондонское издание, проанализировав рост транспортного рынка, пришло к выводу, что к началу следующего столетия улицы британской столицы… утонут в навозе. Да-да, по дорогам круглосуточно будут мчаться запряженные лошадьми пролетки, грузовые кареты и омнибусы, а дворники не будут успевать убирать.

Но не случилось. Началась эра электричества, появились автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Сейчас крупные города задыхаются от смога, а всему виной нефтегазовые компании, богатеющие на нашем стремлении к комфорту и скорости. Тем интереснее взглянуть на прогноз компании Royal Dutch Shell, в буквальном смысле рубящей сук, на котором сидит: нефтяной гигант предрекает скорый закат бензиновых и дизельных двигателей.
Согласно прогнозу Shell, к 2050 году население планеты возрастет до 9 миллиардов человек, что приведет к увеличению потребности в энергии на 80% по сравнению с нынешним уровнем. Чтобы сохранить атмосферу, человечеству придется в безальтернативном порядке переводить энергетику на возобновляемые источники, внедрять экологически чистые виды транспорта.
В Shell рассмотрели два сценария. По первому из них, энергетика вместо нефтепродуктов сосредоточится на использовании природного газа. Однако и это не спасет от роста температуры на планете — в среднем на два градуса к концу XXI века.
Второй вариант предполагает более сложные решения. Приоритетом станут возобновляемые источники энергии: солнце, ветер, приливы-отливы и т. д. Но все это начнется лишь после того, как «жареный петух клюнет». А случится это в 2025-2030 годах, когда человечество начнет зримо ощущать последствия неконтролируемого сжигания нефтепродуктов. Пересмотрев некоторые свои привычки, люди начнут внимательнее относиться к своей планете, и к 2080-му году транспорт на сжигаемом топливе должен уйти в прошлое. Общая энергетическая картина к концу столетия должна выглядеть так, как представлено на диаграмме. В связи с этим автомобильные компании уже сегодня проявляют экологическую лояльность и представляют на рынок модели, основанные на нетрадиционных принципах.
Одним из самых высокотехнологичных автопроизводителей является компания Tesla Motors. Недавно в Мюнхене Элон Маск открывал новый сервисный центр Tesla Motors. На пресс-конференции главный инноватор современности еще раз подчеркнул преимущества ­литий-ионнных аккумуляторов и подверг критике будущее водородных двигателей. Летом Tesla Motors уже представила технологию замены «батареек» в своих автомобилях: полторы минуты и можно ехать дальше. Очевидно, что это даже быстрее, чем заправка бензином.
А водород безопасным назвать по-прежнему трудно. «Он подходит для верхних ступеней ракет, но не машин», — сказал Маск. Да и дешевым промышленный способ получения водорода тоже назвать нельзя.
Однако в компании Toyota думают иначе. На «домашнем» Токийском автосалоне в 20-х числах ноября японцы представили целый ряд интересных машин. К примеру, вот Toyota FCV-R, с виду обычная машина. Но нет, необычная — у нее водородный двигатель. Водород хранится в двух компактных баллонах под давлением 70 Мпа, на полную заправку потребуется не больше 3 минут. Японцы обещают, что продажи стартуют в 2015 году.
Из России очень трудно следить за прогрессом — хотя большое и видится на расстоянии, но уж слишком далеко от нашей страны случается все новое и интересное. Что победит — электричество или водород — сказать пока невозможно, остается надеяться, что рука рынка сделает свое дело.
Покупателя мало привлечь, его надо еще и удержать. А сделать это можно только с отличным сервисом, безотказной работой самих автомобилей. Маск надеется, что уже в следующем году продажи его машин в Германии достигнут 15 тысяч в год. Не менее амбициозные планы и у японцев на внутреннем рынке. Неизвестно, сколько времени уйдет у первопроходцев прогресса на то, чтобы завоевать сердца потребителей, ясно лишь, что одними только усилиями отдельных людей и компаний здесь не обойтись. Для массового распространения новых технологий требуются согласованные шаги со стороны государств и правительств. К сожалению, слишком многие из них крепко сидят на «нефтяной игле» и просто так слезать с нее не собираются. Поэтому распространение электрических и водородных автомобилей в разных странах будет происходить в строгой зависимости от развития соответствующей инфраструктуры.

Владислав КОНОРОВ