Дата публикации: 11.04.2021

Умелые руки — лекарство от скуки

8bd108ae

Умелые руки — лекарство от скукиРуководитель студии железнодорожного моделизма в городе Ижевске Рудольф Камалов рассказал о том, как хобби стало профессией.

Родители всегда поддерживали мое стремление строить модели техники своими руками: выписывали специализированные журналы, дарили модели железных дорог.
В какой-то момент я понял, что мне интересно собирать модель не по чьим-то готовым разверткам, а проектировать ее самостоятельно. Первую модель собственной разработки я изготовил в 1977 году. Она задумывалась как действующая, но знаний семиклассника оказалось для этого недостаточно — лишь обучаясь в механическом институте познал науку расчета редукторов и передач. На старших курсах декан предложил мне изготовить для учебного процесса модели кузнечно-штамповочного оборудования в обмен на зачет по курсовому проекту. А после окончания института, оставаясь на кафедре, довелось проектировать и осуществлять конструкторский надзор за изготовлением модели пресса из оргстекла в масштабе 1:10. Впоследствии на этой модели научные сотрудники проводили эксперименты для своих диссертаций.
На последних курсах института начал с нуля проектировать модель тепловоза ТЭ2 из бумаги. Для токосъема придумал поверхность качения колес делать из фольги на бумажной подложке. К модели подцепил четыре вагона известной немецкой фирмы PIKO, подал напряжение, и, о чудо, локомотив повел вагоны за собой, а там, где с токосъемом были проблемы, вагоны по инерции подталкивали тепловоз. Снимки этой модели были опубликованы журналом «Электрическая и тепловозная тяга».
В 1990‑х годах ко мне обратилась фирма «Новые технологии» с просьбой разработать модели дефицитных прямых рельсошпальных решеток. За основу взял П-образные рельсы все той же марки PIKO, подготовил чертежи, по которым фирма выпустила 10 тыс. комплектов рельсошпальных решеток.
Мои модели из бумаги — паровозов серий Га, Гб, Гв, 4‑осного вагона-салона Петербурго-Московской железной дороги, тепловоза ТЭ4 тем временем публиковались в журнале «Локомотив».
Заветной мечтой было работать по призванию, на железнодорожном транспорте. Поступил в заочный Институт инженеров железнодорожного транспорта, параллельно устроился работать инженером на железную дорогу.
Десять лет назад на Горьковской железной дороге было решено возродить кружки юных железнодорожников на всех отделениях. Руководство Ижевского отделения, зная мое увлечение железнодорожным моделизмом, предложило мне организовать такой кружок в школе № 20 г. Ижевска, бывшей железнодорожной. Цель была давать путевку в жизнь будущим кадрам стальной магистрали. Могу сказать, что за десятилетие работы кружка свыше 50 вчерашних «юных» уже стали специалистами транспорта.
Особенность работы руководителя кружка на линии в четырехстах километрах от базы — Детской железной дороги в Казани — вносит свою специфику. С детьми пробуем изготавливать модели своими руками. Для этого в классе проводится опрос: у кого родители работают на транспорте, кто из ребят любит собирать модели, макеты, клеить, шить. Берем таких учеников на заметку, в течение учебного года раздаем им несложные развертки моделей подвижного состава, строений.
Перед Новым годом собираем выставку изготовленных учениками моделей. Те, у кого душа не лежит к моделированию, получают задание сделать рисунки на железнодорожную тематику. Лучшие модели и рисунки поощряются призами от Совета ветеранов железной дороги. Затем эти модели, макеты участвуют в ежегодных выставках детского технического творчества, посвященных Дню защиты детей — они ежегодно проходят 1 июня на Детской железной дороге Нижнего Новгорода.
В последние годы руководство Совета ветеранов отделения дороги, ДЖД города Казань помогают кружку в закупке материалов для макета — наглядного учебного пособия, который дети собирают в течение учебного года. Одновременно изучаем устройство подвижного состава, в этом помогают макеты и модели вагонов и паровозов, сделанных как руководителем кружка, так и обучающимися. Изготовлены макеты станций ДЖД города Казани. На занятиях изучаем устройство станций, технологию приема и отправления поездов, маршруты безопасного прохода, все это обыгрывается на действующих макетах станций Изумрудная и Молодежная, уменьшенных в 87 раз. На летней производственной практике теоретические знания юные железнодорожники закрепляют на настоящих станциях.
Однажды начальник казанской ДЖД Р. Н. Байгельдин увидел построенный в кружке макет станции. Спросил, а под силу ли сделать макет эталонной станции Вятские Поляны? Так появился бесценный опыт изготовления макетов эталонных станций. Когда требуется глобальная реконструкция большого объекта, заказывается его макет. Вот и для «родного» отделения был изготовлен макет эталонной станции Солдатка.
На 150‑летие Горьковской железной дороги руководство отделения решило подарить Ижевскому железнодорожному техникуму модель паровоза Черепановых в натуральную величину. Чертежи были взяты из журнала «Электрическая и тепловозная тяга», мною разработаны деталировки, и после этого изготовление макета паровоза началось в Ижевском участке Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений, а закончилось в локомотивном депо станции Агрыз.
На сегодняшний день уникальные технологии разработки моделей на компьютерах, отменная полиграфия позволяют на основании хороших снимков, качественных рисунков создать развертки любой единицы подвижного состава, вывести ее на печать на цветном принтере с высоким качеством. Возможности интернета позволяют обмениваться развертками этих моделей с моделистами в любой точке земного шара.
Таким образом удается создавать модели из подручных материалов на стандартной оргтехнике с минимальным использованием фирменных покупных аксессуаров к макетам и моделям железных дорог.

Рудольф Камалов