Дата публикации: 11.04.2021

Вопрос повис в воздухе

8bd108ae

Вопрос повис в воздухеОб экстравагантном решении сообщила в марте пресс-служба правительства и губернатора Нижегородской области. Вице-губернатор Наталия Казачкова подписала с руководством одной из иностранных фирм меморандум, который предусматривает строительство в Нижнем Новгороде сразу трех канатных дорог.
Речь идет о линиях через Оку. Одна из них должна связать жилой район в центре города на высоком берегу реки с запроектированным к ЧМ-2018 стадионом у слияния Оки и Волги. Две другие линии протянутся от главной магистрали правобережной части города — проспекта Гагарина — к станциям метро «Заречная» и «Пролетарская» в левобережной части, причем в одном случае — практически рядом с действующим мостом.
Тянет проект на 3 млрд руб. Этих средств хватило бы на продление метро — еще пару перегонов, которые разгрузили бы улицы центра.
Но есть штука, которая смутит кого угодно. Нижний Новгород, как известно, год назад сделал удачное приобретение в виде канатной дороги, связавшей ее с соседним городом Бор. Уникальный вид пригородного транспорта открылся здесь 9 февраля 2011 года, и линия тут же была занесена в «Книгу рекордов Европы» и «Книгу рекордов России» как канатная дорога с самым большим пролетом над водной поверхностью. Но прогнозы в отношении ее рентабельности сильно разнились. По первым месяцам судить было трудно — многие приходили просто прокатиться: полет над Волгой на высоте десятков метров — отличный аттракцион. Но толпы любопытных поубавились, и остались постоянные пассажиры.
Выводы после первого года работы оптимистичны. Канатная дорога перевезла 2 млн человек. Среднесуточное число пассажиров — около 5,5 тыс. из общего пассажиропотока между двумя городами, который равен 24 тыс. человек в сутки. Провозная способность — до 1000 человек в час — реализована примерно на треть. При этом город почему-то не решил вопрос о подходах к станции. Пассажирам, которые впервые совершают поездку, приходится долго искать путь к канатной дороге среди заборов, гаражей, а городской транспорт с ней не стыкуется.
Общая сумма вложений в строительство канатной подвесной дороги составила около 950 млн рублей. Половина этой суммы была взята компанией взаймы, другую половину поделили между собой областной и муниципальный бюджеты. По прогнозам специалистов, окупится линия в течение 4‑5,5 лет.
Теперь главный вывод. Канатная дорога держит цену билета в 70 рублей за 4 км пути. Недешево, но приемлемо, как видно из количества пассажиров. Ведь условия тут особые. На другом берегу — город с 75 тысячами жителей, многие из них учатся и работают в центре Нижнего. Альтернатива — поездка с пересадками на автобусе, электричке, метро — дешевле на треть, но продлится не 11 минут, как полет над Волгой, а больше часа.
Условия, которые позволили запустить канатную дорогу, уникальны: перепад высот между двумя рядом расположенными городами с большим количеством платежеспособных потенциальных пассажиров.
Теперь, отдельно, о канатной дороге к стадиону, стоимость которой обозначена в 850 млн руб. Это одна из самых удивительных идей областной власти. На левом берегу Оки — стадион на 45 тысяч зрителей. На правом — жилой район 60‑х годов, и от «точки приземления» — больше километра до ближайшей остановки городского транспорта. Зачем болельщикам ехать туда? Зачем вообще создавать условия, при которых эта буйная публика оказалась бы там? Наконец, с точки зрения здравого смысла, как можно рассматривать канатную дорогу вообще в качестве вида транспорта для стадиона на 45 тысяч зрителей? Она сможет провезти в одну сторону лишь 500 человек в час — чуть больше 1 %! Так что стадион ей пришлось бы наполнять более трех суток. А сколько пассажиров пожелают пользоваться этой линией в «мирные» дни, без футбольных матчей?
Меж тем, среди предложений, как организовать доставку болельщиков, была хорошо просчитанная разработка, принадлежащая не иностранной фирме, а нижегородцам — группе архитекторов и инженеров института «Нижегороджелдорпроект». Руководитель проекта Татьяна Козлович — автор вокзала в Коврове и разработок, реализованных при строительстве линии аэроэкспрессов в Казани. Суть — в строительстве по сохранившемуся пустырю однопутной железнодорожной линии от Московского вокзала прямо к стадиону. Между ними — 2 км. Господ болельщиков можно было бы привезти в электричке на футбол прямо из аэропорта или из Владимира, через который они обычно едут с пересадками. В этом случае, как знать, может и город останется цел. А по окончании матча, чтобы вывезти большинство зрителей — и сразу домой, — понадобится всего несколько электричек.
Кстати, линия была бы небесполезна и во время дальнейших матчей местной «Волги». Нижегородцы ощутили на себе, во что выливаются шествия приезжих фанатов «Спартака» или «Зенита» с вокзала к стадиону, где обычно сейчас идут игры.
В остальное время линия и остановочный пункт могли бы просто бездействовать — и ничего страшного. В Нижнем Новгороде аналог этого уже есть. В 1,5 км от вокзала на тупиковой линии построен оборудованный по всем стандартам остановочный пункт «Дворец культуры железнодорожников». Туда поезд с пассажирами приходит несколько раз в году. Вот, например, в минувшие зимние каникулы туда приходили электрички с детьми из районов области, которые ехали на елку. Электротяги на ветке нет, составы вел маневровый тепловоз.
Не верится, что наши чиновники наивны, и их легко охмурили своими речами хитрые иностранные предприниматели. То, о чем идет речь, лежит на поверхности. Видимо, их цель — расширить международные связи региона, о которых в Нижегородской области очень любят сейчас говорить. Это же, в конце концов, дает хорошую возможность для интересных командировок, привлекает внимание инвесторов.
Если под Москвой готовятся забабахать парк «Россия», то почему же в Нижнем нельзя понастроить канатных дорог? Например, в 2006 году не осуществился вброшенный абсурдный проект «строительства японской железной дороги» из Нижнего Новгорода в Москву. Зато десятки областных чиновников дважды слетали в Японию целым самолетом и потом долго раздавали интервью про «ценный опыт». Может быть, и с канатными дорогами они не пойдут в своем упорстве до конца. Ну, съездили, пообщались, посмотрели очередную страну — и хватит. Можно знакомиться со следующими перспективными партнерами.


Николай МОРОХИН