Дата публикации: 11.04.2021

Время тревоги нашей

8bd108ae

Время тревоги нашейТеракты в Волгограде накануне новогодних праздников напомнили не только о том, в какое неспокойное время мы живем, но и о том, что объекты транспортной инфраструктуры подвержены наибольшим угрозам террористических атак и других проявлений незаконного вмешательства в их деятельность.
О работе транспортной полиции в этих условиях рассказывает первый заместитель начальника ГУТ МВД России генерал-майор полиции Андрей Анатольевич  Андреев.


Основная задача транспортной полиции — обеспечить безопасность людей. Для этого проводится целый комплекс нормо­творческих, организационных, оперативных, профилактических, материально-технических мероприятий. При выполнении задач по обеспечению транспортной безопасности Главным управлением на транспорте МВД России поддерживается взаимодействие с другими ­ведомствами — ФСБ, МЧС, Минтрансом России и подведомственными ему подразделениями, в том числе с Росжелдором, Ространснадзором, ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России», а также с хозяйствующими субъектами транспорта, их службами безопасности.
ГУТ МВД России и ОВДТ принимают участие в отработке практического взаимодействия всех структур, задействованных на обеспечении защищенности граждан на объектах транспорта в ходе совместных межведомственных учений.
Одним из направлений взаимодействия является формирование российского законодательства по вопросам безопасности на транспорте. Примером совместных законопроектов, в формировании которых главк принимал участие, служит проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».
Как известно, в настоящее время транспортная полиция в рамках обеспечения авиационной безопасности участвует в предполетном и послеполетном досмотре авиапассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала. Например, в 2013 году проверено 860 тыс. авиарейсов и почти 75,8 млн авиапассажиров, пресечено более 50 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, выявлено свыше 50 тыс. административных правонарушений и 705 преступлений.
Отмечу, что после теракта в «Домодедово» меры по усилению контроля в аэровокзальных комплексах способствовали снижению уровня преступности. В 2013 году в аэропортах зарегистрировано примерно на 20 % меньше преступлений. Как показывает практика, до 70 % изъятий незаконных и запрещенных к перевозке предметов и веществ осуществляется сотрудниками полиции совместно с САБ именно на входном контроле.
В новом законопроекте предусмотрен особый порядок прохода граждан не только в аэропорты, но и на железнодорожные и другие объекты транспорта. Выбран единый алгоритм взаимодействия органов внутренних дел и подразделений транспортной безопасности в ходе досмотра для всех видов транспорта.
Непосредственно мероприятия по проведению контроля и досмотра пассажиропотока будут возложены на подразделения транспортной безопасности, сотрудники полиции будут нести службу в зоне шаговой доступности к пунктам досмотра. Их цель — немедленное реагирование на любые происшествия и угрозы, изъятие запрещенных веществ и предметов.
На практике это позволит нацелить досмотровые подразделения, существующие сейчас, на основную деятельность полиции — противодействие преступности на транспорте, создаст резервы для маневра силами, перераспределения штатной численности. Заинтересованным структурам предстоит еще совместно разработать целый ряд подзаконных актов, регламентирующих эту деятельность.
Органам внутренних дел на транспорте поставлена задача быть ближе к пассажирам. Работники транспортной полиции сопровождают дальние и пригородные поезда, увеличена штатная численность сотрудников уголовного розыска, которые работают среди людей. Развиваем кинологическую службу ОВДТ, в постоянном режиме работающую на вокзалах, аэропортах. Служебные собаки и в век технического прогресса остаются эффективными помощниками полиции в выявлении оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств.
В ГУТ МВД России и ОВДТ накоплен положительный опыт аналитической работы по пассажиропотоку с использованием информационно-поисковых систем и баз данных. Недавно таким образом, практически не выходя из кабинета, в аэропорту «Шереметьево» выявили наркокурьера, перевозившего героин. Техническими средствами выявляем и задерживаем лиц, находящихся в федеральном и местном розыске: в 2013 году задержано более 7,3 тысяч таких граждан.
Полагаю, за этим аспектом деятельности полиции будущее. Предпосылкой к этому является интеграция информационных систем сотрудничающих ведомств. В настоящее время уже подписано соглашение между МВД и Минтрансом России об обмене информацией о приобретенных билетах на всех видах транспорта (кроме городского пассажирского транспорта).
Сейчас осуществляются мероприятия по созданию Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). В ней предусматривается сопряжение различных баз данных, в том числе информации об актах незаконного вмешательства, лицах, представляющих оперативный интерес, и другие базы данных. Эта система должна стать действенным инструментом в антитеррористической защите объектов транспорта.
Подразделения транспортной полиции уже не представляют свою работу без различной современной техники, помогающей контролировать многомиллионный пассажиропоток, мобильных терминалов, обеспечивающих удаленный доступ в базы данных. Для контроля за оперативной обстановкой применяются системы видеонаблюдения и оперативного реагирования с выводом информации на мониторы ситуационных центров и дежурных частей ОВДТ.
Главным управлением на транспорте МВД России в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной Правительством в 2010 году, закупались технические средства для обеспечения общественной безопасности, антитеррористической устойчивости объектов транспорта, пресечения незаконного оборота наркотиков и оружия, использования на досмотре, оснащения экспертных подразделений.
В первую очередь осуществлялось оснащение объектов транспортной инфраструктуры, преимущественно относящейся к первой категории по степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность.
Во многих ОВДТ в настоящее время потребность в различных устройствах и технике, позволяющей выявлять оружие, боеприпасы, взрывчатые, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, а также идентифицировать неизвестные вещества и жидкости, обеспечена полностью.
Эта же программа позволила развивать ведомственную кинологическую службу, приобретать служебных собак, вольеры, спецснаряжение, создавать новые кинологические центры — в октябре 2013 года введен в строй ЦКС Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте.
Особое внимание — объектам транспорта Северо-Кавказского региона, где бандформированиями периодически совершались подрывы железнодорожного полотна и террористические акты. В такой сложной, почти военной обстановке осуществляет оперативно-служебную деятельность УТ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу. Среди принимаемых управлением дополнительных профилактических мер — досмотр на железнодорожном транспорте с использованием спецтехники, ежедневные обследования железнодорожного полотна, охрана железнодорожных мостов. Достигнута договоренность с железной дорогой о прохождении локомотива с балластом перед следованием пассажирских и пригородных поездов.
Комплекс принимаемых мер позволяет подразделениям транспортной полиции контролировать оперативную ситуацию на объектах транспорта. В результате за последние годы сохраняется тенденция к сокращению числа правонарушений в этой сфере деятельности. Например, в 2013 году тяжких и особо тяжких преступлений зафиксировано на 5,4 % меньше.
Впереди у транспортной полиции много работы. И вся она нацелена на то, чтобы любому гражданину, будь он пассажиром или работником транспорта, было безопасно.