Дата публикации: 12.04.2021

Все-таки она строится?

8bd108ae

Все-таки она строится?
Проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань (которая в будущем обещает разрастись до ВСМ Москва — Екатеринбург), не находя поддержки «наверху», продвигается «снизу».

Ровно год назад, 27 мая 2013 года, на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения президент страны объявил о решении построить в 2014-2018 гг. первую в России ВСМ Москва — Казань с возможностью ее дальнейшего продления до Екатеринбурга и Ульяновска.
Однако уже в ноябре на совещании у Путина было решено отложить проект до весны 2014 года из-за «неготовности финансовой модели и отсутствия гарантий возвратности инвестированных средств». С тех пор руководство страны избегает этой темы, а все разговоры ведутся на уровне потенциальных исполнителей проекта и руководителей субъектов РФ, через которые планируется строить ВСМ.
В середине июня аудиторы из компании Ernst&Young; оценили строительство — 1,6 трлн руб. Это больше, чем год назад — тогда фигурировали цифры порядка 1 трлн руб.
Согласно расчетам созданной для реализации проекта компании «Скоростные магистрали», предполагалось, что государство должно вложить 380 млрд рублей. Но совсем недавно Минэкономразвития заявило, что планируемых инвестиций из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 150 млрд рублей ждать не следует, так как РЖД «не смогло защитить проект магистрали для получения субсидии». Теперь, судя по заявлениям профильного министерства, ждать инвестиций в ближайшее время не следует.
Пилотный проект ВСМ Москва - Казань

Однако идеей всерьез увлеклись в регионах. Магистраль протяженностью 770 км, как предполагалось, должна пройти от Москвы до Казани через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары. В зону притяжения ВСМ входят территории 7 регионов РФ: Москва, Московская, Владимирская, Нижегородская области, республики Чувашия, Марий-Эл, Татарстан.
Строительство ВСМ обсуждалось и на прошедшем в мае Петербургском международном экономическом форуме. Губернатор Владимирской области Светлана Орлова рассказала участникам форума о том, что к 2025 году общий экономический эффект для региона от строительства ВСМ… превысит 240 млрд руб. и предложила создать Ассоциацию мэров городов и губернаторов регионов прохождения магистрали.
С тем же предложением выступил и губернатор сопредельной Нижегородской области Валерий Шанцев. Кроме того, вышеозначенные главы субъектов вместе с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, главой Чувашии Михаилом Игнатьевым обратились с письмом-просьбой к президенту России Владимиру Путину поддержать проект.
Но самым сильным приверженцем проекта ВСМ, похоже, является глава Республики Татарстан Рустам Минниханов. Его выступление на Петербургском экономическом форуме никого не оставило равнодушным. «Дальнейшие рассуждения нужно-не нужно (строительство ВСМ — ред.), а мы остаемся на месте и никакого роста экономики у нас пока нет», — обрушился Минниханов на противников проекта. При этом он сослался на опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», согласно которому 80% респондентов положительно относятся к строительству ВСМ. По словам Минниханова, само строительство магистрали даст прирост к ВВП, приведет к присоединению обширных территорий к зонам трудовой занятости, повысит трудовую мобильность населения и производительность труда. При этом он привел в пример Китай: «Мы только что вернулись из Китайской Народной Республики, увидели как меняется страна за счет того, что создаются высокоскоростные магистрали».
Проект железнодорожного моста ВСМ на границе Чувашии и Татарстана

Восторги президента РТ понятны — речь идет о вложениях в республику, сопоставимых с тратами на празднование тысячелетия Казани или на проведение прошлогодней Универсиады. Ведь строительство ВСМ будет связано с реконструкцией множества объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры: заменой коммуникаций, строительством транспортных развязок. Понадобятся рабочие руки, техника, горы строительных материалов из местных источников — за все это федеральному правительству будет выставлен немалый счет.
Легко понять и сомнения, которые одолевают тех, кому предстоит принимать решение о судьбе будущей ВСМ. У проекта немало критиков — от экспертов-транспортников до министров. Когда говорят о стоимости, люди слышат только то, что хотят слышать. Тем более речь идет о суммах, запредельных для человеческого понимания. Что такое 1,6 трлн руб.? Разводим руками — много. Как много? Ну, к примеру, по 16 миллиардов в год в течение ста лет. А 16 миллиардов — это как раз годовой бюджет Казани или три годовых бюджета города Владимира. Окупится ли ВСМ за сто лет?
По оценке «Центра стратегических разработок», пассажиропоток между Москвой и Казанью в год достигает 1,6 млн человек. Если их всех пересадить на ВСМ и заставить заплатить по 10 тыс. руб. за билет — только в этом случае общий доход составит 16 млрд руб. в год. Но ведь есть еще эксплуатационные затраты, налоги, зарплата и многие другие расходы. Что же, билет должен стоить еще дороже? Нет, судя по всему, за сто лет ВСМ не окупится. Поэтому, по словам директора института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, «возможности для привлечения частных инвестиций в проект не просматриваются, а выгоды экономического плана неочевидны». Но, по мнению министра экономического развития Алексея Улюкаева, проект необходимо оценивать не только с экономической точки зрения: «Мы должны рассматривать этот проект как часть проекта в целом по преобразованию жизни в стране. Это проект, который меняет мобильность нации, создает огромный заказ разным отраслям индустрии, и с этой точки зрения он также должен быть оценен».
Если приоритетом государства является интенсивное развитие не только столичного, но и периферийных регионов страны, то ВСМ будет как нельзя кстати. Но если педантично подсчитывать доходы и убытки, то надо признать, что в денежном выражении ВСМ — проект затратный, убыточный. Впрочем, как и любая дорога. Но что бы мы делали и кем бы мы были без дорог?

Вадим БЫСТРОВ