Дата публикации: 11.04.2021

Зубы на полку

8bd108ae

Зубы на полкуВ региональных бюджетах не находится средств на оплату пригородных пассажирских перевозок.
Российские железные дороги угрожают регионам полностью прекратить пригородное пассажирское сообщение уже в этом году из-за долгов. В зону риска попадают Чечня, Брянская, Орловская, Ярославская, Курская, а также Костромская, Тверская, Новгородская, Вологодская и Ленинградская области.
В 2013 году железнодорожники ожидают от пригородных перевозок убытков на сумму свыше 22 млрд руб., из них 9 млрд руб. — долги регионов.
Как известно, организацией пригородных перевозок занимаются региональные власти. Они формируют транспортный заказ и устанавливают тарифы на проезд. В обязанности властей входит и компенсация убытков, которые несет пассажирская пригородная компания в результате тарифного регулирования. Однако суммы, которые ежегодно закладываются в региональные бюджеты на компенсацию, покрывают лишь часть понесенных убытков.
Статистика для перевозчика неутешительная: 31 регион до сих пор не обеспечивает и половины компенсации потерь. В числе «неблагополучных» — Калужская, Тульская, Саратовская, Курганская области, Краснодарский край, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Мордовия, Дагестан и Карелия. Аналогичная ситуация в Амурской, Кировской, Мурманской, Архангельской областях, Бурятии, Чувашии и Приморском крае. Среди отстающих — Владимирская, Ростовская, Ивановская, Пензенская, Ульяновская, Псковская области, Ставропольский край, Марий Эл.
Восемь регионов компенсируют менее 10% выпадающих доходов ППК. Среди них Чечня (9%), Брянская (9%), Орловская (9%), Ярославская (7%), Курская (4%), Костромская (3%), Тверская (3%) и Новгородская (2%) области. В Вологодской и Ленинградской областях власти вообще не предусмотрели средств на субсидирование железнодорожных перевозок.
Как следствие, сокращается число поездов на маршрутах. В Курганской области отменено 19, в Челябинской — 40, в Амурской области — 12, в Новгородской — 32, в Псковской — 15, в Белгородской — 14 поездов.

В Калининграде не поддаются на шантаж
Зампред правительства Калининградской области Александр Рольбинов выступил с критикой региональной пригородной пассажирской компании. «Сейчас к нам обращается компания-монополист, — заявил чиновник. — Она предъявляет правительству региона свои убытки, предлагая покрыть их в полном объеме. То есть за рамками наших бюджетных возможностей».
Эти возможности закреплены региональным законом «О бюджете Калининградской области на 2013 год». По нему местное правительство должно было заплатить за пригородные железнодорожные перевозки только 50 млн руб. И эти деньги пригородная компания получила полностью плюс 4,7 млн на покрытие 50% затрат от перевозки школьников и студентов. Но оператор перевозок требует с правительства Калининградской области 300 млн руб. «Коммерческая транспортная компания, по сути, шантажирует нас сокращением объемов перевозок, — сказал Александр Рольбинов. — И это делается вместо того, чтобы менять находящийся в плохом состоянии подвижной состав, вместо того, чтобы улучшать качество своей работы. Правительство региона, конечно, намерено поддерживать пригородную пассажирскую компанию, но только в рамках, отведенных бюджетом».


Урал — за сохранение электричек
Во время акции «Сохраним электричку» порядка шести тысяч свердловчан поставили подписи под обращением к губернатору Свердловской области с просьбой сохранить пригородный железнодорожный транспорт на Среднем Урале и выступить гарантом обеспечения полной компенсации выпадающих доходов перевозчиков.
В Свердловской области убытки ОАО «Свердловская пригородная компания» прогнозируются в объеме 1 311,99 млн рублей, в бюджете предусмотрена компенсация 957,64 млн рублей (73%), непокрытый убыток составит 354,3 млн рублей. При этом для обеспечения мобильности населения существующая в настоящее время в регионе маршрутная сеть является минимально допустимой.


Новгородцы отказались платить
Правительство Новгородской области отказывается заплатить в 2013 году ОАО «РЖД» более 300 миллионов рублей в качестве компенсации убытков за пригородные перевозки.
«Сумму, которую требует РЖД, область платить не будет», — приводит правительство области слова главы региона Сергея Митина. По информации губернатора, «очень небольшое число (новгородцев) пользуются услугами электричек, еще меньшее число проживают в населенных пунктах, где железная дорога является единственным видом транспорта».
ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) в 2012 году подала в арбитраж три иска к новгородским властям о взыскании почти 319 млн руб. Областное правительство заявило о несогласии с расчетами СЗППК. Глава региона отметил, что расчеты железнодорожников «не подтверждаются документами, которые они же и представляют». Митин заявлял, что власти будут требовать пересмотра расчетов, а также откажутся от услуг СЗППК в тех районах, где смогут обеспечить население другими видами транспорта. По словам губернатора, региону дешевле приобрести автобусы и пустить их по тем же маршрутам, чем рассчитываться с СЗППК по ее требованиям.

Елена ЛАПИНА